
Зарина Гроевая, художница
— Зарина, ты пришла в искусство из сферы предпринимательства, основав креативное агентство и международное сообщество New Extraordinary Women. Сейчас ты полностью посвятила себя искусству?
— Да, проект New Extraordinary Women мы с моим партнером Машей Косенковой основали вместе — как и креативное агентство — а год назад мы передали в талантливые руки, и сейчас он прекрасно развивается, чему я искренне рада. Но полностью отделить себя от креатива я, наверное, никогда не смогу — это важная часть меня, которая живет со мной каждый день, и в том числе находит выражение в моих картинах. Я продолжаю работать с клиентами в области креативной стратегии и брендинга. Сейчас, например, веду один необычный и вдохновляющий проект. Я отвечаю за всю креативную концепцию, дизайн, декор пространства и арт-дирекшн офлайн-локации. Это новый и значимый для меня опыт, в котором особенно ярко проявляется моя художественная сторона. Все, чем я занимаюсь, находится на пересечении креатива, искусства и творчества. Это все — я. И мне по-настоящему доставляет удовольствие творить.
— Знаю, что вдохновением для тебя служат путешествия, фольклор, наблюдения за жизнью и работы таких художников, как Дэвид Хокни. А что тебя вдохновляет сейчас?
— Я по натуре человек любопытный и увлеченный — постоянно цепляюсь за новые форматы, которые вносят в мою повседневность яркость, интерес и подпитывают мое любопытство. В моем фокусе по-прежнему остается искусство, особенно современное — я обожаю его и уделяю ему много времени. Кажется, я читаю все статьи на Artnet, слежу за новыми именами, изучаю стили, погружаюсь в истории художников. Мне особенно интересен путь становления художника — не просто как он создает картины, а как приходит к точке успеха. Это, видимо, говорит во мне предпринимательское мышление — я хочу понять, как все это устроено изнутри. Поэтому современное искусство для меня — не просто вдохновение, а целое поле для исследований. Рядом с ним — психология. Ей я тоже уделяю большое внимание.

Поло, CORDERA, кардиган, CORDERA, юбка, TELA, туфли, Le Monde Béryl

— Твой стиль можно охарактеризовать как визуальную поэзию, где цвет преобладает над сюжетом, а настроение — над формой. Ты называешь состояние, которое стремишься передать в своих работах, «радикальной радостью» — умением находить красоту и смысл в простых моментах повседневности. Можно ли это отнести и к картинам, которые будут представлены в NUSELF в формате принтов?
— Серия Tender Brutalism специально для NUSELF — это как раз про исследование личности; эти работы о том, как в каждом из нас живут разные субличности: и сильные, и нежные. Мне интересно, как они взаимодействуют между собой, как знакомятся, проявляются, уживаются. Я наблюдаю это в себе и в других, и эта тема мне очень близка. Сейчас меня особенно вдохновляет garden core — я изучаю проекты, читаю книги, смотрю, как люди создают сады, как копаются в своих грядках. Меня невероятно вдохновляет британская эстетика и то, как они умеют превращать садоводство в стиль жизни. Этой теме я посвящаю свою новую серию и делаю контент для блога. Наверное, это и есть мои точки притяжения сейчас: современное искусство, психология, креатив и садовая эстетика. Все, что дает глубину, красоту и ощущение жизни.
— Расскажи подробнее о серии Tender Brutalism специально для NUSELF. Насколько тебе важно, чтобы зритель «считывал» замысел картины, или ты допускаешь множественность интерпретаций?
— Идея этой серии родилась в Париже. Там есть совершенно потрясающий концепт-стор The Broken Arm — один из моих самых любимых в мире. Каждый раз, приходя туда, я ловила себя на удивительном ощущении: им каким-то образом удавалось сочетать в одной селекции нежнейшие, тонкие платья и при этом — грубые, концептуальные, почти мужские вещи. Это контрастное сочетание запустило во мне внутренний процесс — я стала задаваться вопросом: как же происходит это соединение? Как можно объединить в одном пространстве силу и хрупкость, резкость и деликатность? Мне захотелось найти свой медиум, свой способ говорить об этом — через цвет, форму, ощущения. И, как это часто бывает, дорогу осилил идущий. Главное — не терять связь с тем, что однажды зажглось внутри. Уже много лет меня вдохновляет архитектура, и особенно брутализм. Это одно из моих любимых направлений, и мне всегда было интересно, как можно органично привнести его эстетику в мои работы. При этом мои произведения — они живые, текучие, полные света и внутреннего движения. В них нет жесткости, свойственной архитектурному брутализму. Потребовалось время, чтобы найти свою форму и свой язык — мягкий, но устойчивый, интуитивный, но осознанный. Я очень надеюсь, что зритель это почувствует. И, самое важное — ощутит в себе две эти силы: силу и уязвимость. И даст каждой из них место в своей жизни.

Картина из серии Tender Brutalism специально для NUSELF

Панама, CORDERA, блуза, SEA NY, джинсы, LOULOU STUDIO

Полина Шутова в мастерской
Полина Шутова, художница-керамистка
— Полина, что подтолкнуло тебя попробовать себя именно в керамическом искусстве?
— Меня довольно рано отдали в художественную школу, потом я готовилась поступать на кафедру интерьерного проектирования МГХПА им. Строганова, но очень быстро поняла, что это не мое — слишком много черчения, проектной работы. А я всегда любила работать руками, с самого детства обожала лепить — думала, что стану скульптором. А потом постепенно поняла, что творчество может быть не только про фигуратив и форму, но и про материал, его свойства и смыслы. Так я открыла для себя керамику — и в институте выбрала именно это направление. Училась на керамиста шесть лет. Родители, конечно, переживали с точки зрения стабильности — им хотелось, чтобы я выбрала что-то более «прикладное», — керамика казалась странной и непонятной специальностью. Сейчас я работаю в мастерской и больше всего увлечена поиском в самом материале. Меня интересуют способы взаимодействия с керамикой на стыке прикладного и художественного — когда объект сохраняет функциональность, но при этом несет в себе пласт историй, связанных с самой природой материала.
— Как бы ты охарактеризовала свой стиль? Можно ли сказать, что он уже полностью сформировался?
— Думаю, что мой визуальный язык был со мной с самого начала. Он всегда проявляется — через особенности моей личности, моего характера. Он есть в каждой серии работ, даже если я осознанно не стремлюсь его повторять. Но при этом я всегда стараюсь искать новое, подвергать сомнению привычные приемы, задавать себе неожиданные задачи. Не хочется застревать в одной системе образов и выразительных средств. Часто бывает так: как только я нахожу что-то узнаваемое, повторяющееся — мне становится немного неуютно. В процессе работы появляется желание это трансформировать, сместить акценты, изменить форму или даже целиком переосмыслить задачу. Поэтому, думаю, визуальный стиль у меня читается, но это скорее естественное продолжение внутреннего выбора, а не что-то намеренно выстроенное.

Рубашка, LOULOU STUDIO

— Что сейчас тебя вдохновляет?
— История искусства, особенно декоративно-прикладного. Я очень люблю исторические ремесленные техники, орнаменты, формы. И, конечно, природа, окружающая меня визуальная культура. Сейчас, например, я работаю с темой, которую условно называю «кондитерской». Это своего рода реакция на современность, на культуру гедонизма, радости, легкости. Есть что-то общее с эпохой рококо — в этом беззаботном отношении к жизни, в стремлении к удовольствию, к эстетике чрезмерности. Я замечаю, как в еде, одежде, украшениях все чаще используют визуальные и тактильные отсылки к вкусовому опыту. Люди хотят радости, телесности, удовольствия от взаимодействия с предметом. И мне стало интересно — как можно это выразить в керамике. В итоге получается синтез: того, что я изучаю в истории искусства, и того, что ощущаю в современной культуре — особенно в московском контексте, где я живу.
— Когда ты получила предложение от NUSELF, какие были первые эмоции? И нравится ли тебе, что в итоге получилось?
— Мне близка эстетика платформы, и особенно нравятся героини, которые появляются в рубриках, — все это очень вдохновляет. Поэтому, когда появилась возможность сделать совместный проект, мне стало по-настоящему интересно. Мы решили соединить мои вазы с нарядным декором, добавить немного узнаваемых элементов из айдентики бренда — в цветах, в деталях. Так появились красные акценты. Я делаю их из красной глины — она дает именно тот теплый терракотовый оттенок. Это действительно красивый, естественный цвет — оттенок оксида железа. Он повсюду в природе, и в нас самих ведь тоже много железа. Поэтому для меня это не просто визуальный акцент, а еще и смысловой. Такой материал — устойчивый, базовый, вне времени. Он отлично перекликается с концепцией бренда — про устойчивость, про силу и естественность.

Настя Болотникова в мастерской
Настя Болотникова, художница-керамистка
— Настя, как ты пришла к керамическому искусству? Что вдохновило тебя начать работать с этим материалом?
— Я училась на графического дизайнера в ВАШГД, сейчас руковожу дизайн-отделом в крупной корпорации. Свободного творчества на работе не так много, поэтому я ищу другие способы выражения того, что чувствую и вижу. В какой-то момент керамика стала для меня таким выходом. Я стараюсь заниматься ей, когда есть желание, а не из-за необходимости. Иногда нужно «раскачаться», приехать в студию, заняться простыми вещами, например, замесить глазурь, и тогда процесс начинает идти. Керамика — сложный материал, и на каждом этапе что-то может пойти не так: что-то отвалится, не высохнет, глазурь ляжет неправильно. Но меня это не пугает, потому что я не гонюсь за идеальным результатом, а ценю сам процесс создания и связь с материалом.

Рубашка, A.P.C., футболка, True Avenue

— Как появилась идея создавать именно человечков?
— Изначально мои человечки были грустными, потому что жизнь в целом такая — в ней есть и грусть, и боль. Через них я пыталась выразить эти базовые чувства, показать, что отрицательные эмоции — это нормально и естественно. У меня даже в соцсетях есть несколько роликов, где я размышляла о том, что в искусстве часто больше именно грусти, чем радости. Искусство трогает за живое, именно за то, что болит, а не просто радует. Через этих маленьких персонажей я как будто говорю с собой и другими — грустить можно и нужно, и в этом есть своя красота. Возможно, это звучит немного абьюзивно, но печаль действительно может быть красивой. В этой красоте есть что-то временное, уходящее — и в этом тоже есть своя глубокая правда.
Поначалу я частично создавала их с помощью искусственного интеллекта, генерируя формы, а потом лепила сама. Это было одним из этапов, который дал толчок к дальнейшим экспериментам. В целом я открыта к тому, чтобы развивать эти образы в разных формах — возможно, сшить их, написать, сделать свечу сгорающего человечка — просто искать новые способы выражения и не ограничиваться только керамикой.
— Что ты почувствовала, когда тебе предложили сделать коллаборацию с NUSELF? Какие мысли и ощущения вдохновили тебя на этот проект, и какую концепцию ты хотела передать через свою работу?
— Когда дело доходит до работы и сотрудничества, я всегда испытываю смешанные чувства — в основном страх и волнение. Я даже пару раз думала отказаться, но меня поддержали, помогли понять, что можно договариваться и находить комфортные решения в диалоге. Это для меня было очень ценно. Что касается тех человечков, которых я сделала специально для вас, — они отличаются от предыдущих: они более жизнерадостные, с цветочками и надеждой на лучшее. Это символизирует весну, возвращение домой и даже какую-то влюбленность. Это напоминание, что в жизни есть не только грусть, и даже когда таскаешь с собой печаль, всегда есть место для надежды и света.
Предметы искусства из коллаборации NUSELF с Зариной Гроевой, Полиной Шутовой и Настей Болотниковой будут эксклюзивно представлены в бутике NUSELF на Большой Никитской, 17. Дата релиза — 29 мая 2025 года.