Исследуем HR-словарь и рассказываем, что волнует молодых сотрудников больше всего.
/ 9 августа 2023

В TikTok показывают не только странные бьюти-тренды — социальная сеть также стала площадкой для обсуждения работы, жизни и их соединения в пресловутый work-life balance. Компания Workamajig, разрабатывающая ПО для проджект-менеджмента, изучила миллионы видео и cобрала самые актуальные темы, связанные с карьерой, о которых говорят зумеры и миллениалы. 

Shift shock. Вы выходите на новую работу, которая казалась идеальной на всех собеседованиях, и понимаете, что… она вам не подходит. Чувства растерянности, раздражения, непонимания и страха — это и есть shift shock: термин, означающий несовпадение ожиданий и реальности от непривычного места. 

Совсем избежать стресса при смене позиции не получится — вы в любом случае будете привыкать к новому коллективу и обязанностям, однако не допустить шока можно, если активно интересоваться жизнью в компании на ранних этапах отбора. Честно спрашивайте эйчара и предполагаемых коллег обо всем, что вас волнует: переработках, соотношении рутинных и экстренных задач, работе в отпуске.

Resenteeism. Удачного перевода этого слова на русский нет: resenteeism — ситуация, когда человек продолжает трудиться на нелюбимом месте или в не устраивающих его условиях, но не сообщает о своих потребностях руководству, потому что боится увольнения. 

Работа, от которой вам плохо, ведет к выгоранию, и мы все-таки советуем попытаться улучшить свое положение. Начинать разговор с претензий не нужно — лучше расскажите боссу, что хотели бы расти и осваивать новые задачи, если засиделись, или наоборот объясните, что готовы курировать ассистента, если устали ночевать в офисе и засматриваетесь на делегирование. Карьерные коучи уверены, что руководство ценит открытых сотрудников, сообщающих о своих трудностях.

Если все-таки думаете о перспективе уйти с текущего места, дайте себе время — увольняться одним днем не обязательно. Посчитайте, достаточна ли ваша финансовая подушка, чтобы вы могли комфортно жить, пока устраиваетесь к другому работодателю, и начните искать новую занятость, не уходя со старой. Этап собеседований и тестовых параллельно основной работе может быть трудным, но стоит того: во-первых, вы оцените рынок и соберете реальные сценарии, куда можете пойти уже сейчас, а где нужно подкачать навыки. Во-вторых, может оказаться так, что вы в итоге не захотите менять дело и сможете иначе взглянуть на свою работу или договориться с шефом о необходимых вам изменениях. 

Career cushioning. Словом cushion в английском называют подушку или пуфик, так что идея этого термина в том, что вы как бы создаете себе «карьерную подстилку», чтобы было мягче падать в чрезвычайных ситуациях. Собственно, ходить на собеседования, не увольняясь с прежнего места, — тоже проявление career cushioning. Смягчить стресс от увольнения и помочь с поиском новой работы могут и другие практики — полезно, например, постоянно обновлять резюме (на это уходят долгие часы, если вы не открывали документ годами) и посещать профильные мероприятия в вашей сфере.

Bare minimum mondays. «Понедельник в режиме энергосбережения» — подход, в котором первый день недели предлагают уделить планированию и несложным задачам. Этот принцип, по мнению его сторонников, позволяет избежать состояния, когда уже к середине недели вы устаете и живете только в ожидании выходных. Дополнительный бонус: благодаря расслабленному понедельнику вы перестаете испытывать тревогу воскресного дня, связанную со слишком резким переходом от отдыха к труду.

Quiet firing. Мы уже писали о quiet quitting — синониме «итальянской забастовки», когда сотрудник выполняет свои непосредственные обязательства, исключая возможность роста через бесплатные переработки, или выбирает в принципе не слишком обременительную карьеру. Quiet firing — это тоже «тихое увольнение», только здесь речь о действиях руководства или коллег, незаметно ведущих к уходу работника. Человека могут не посвящать в задачи его же команды, ставить нереалистичные KPI или отказывать в больничных под предлогом «а работать кому тогда?». Подобные ситуации нередко оказываются полуслучайными, но если они становятся в коллективе нормой, это может быть поводом рассмотреть другие карьерные опции или озвучить свое беспокойство работодателю.

Главные тренды, подборки от стилистов и эксклюзивные предложения — в телеграм-канале Nuselfish