Сколько работы нужно для внутренней гармонии? Движение quiet quitting предлагает минимум.
2 сентября 2022

Поиск баланса между работой и всем, что вне ее: увлечениями, заботой о себе, отношениями — кажется, «вечная» тема, особенно в креативном сообществе, где эта гармония часто нарушена. Еще острее поиск идеального соотношения work-life стал в пандемию. Ситуации, когда на рабочие чаты приходилось отвечать, лежа в ванной, стали скорее поводом для шуток, чем для тревоги за ментальное здоровье. 

Ответом на слишком частые переработки оказалось движение quiet quitting — «тихое увольнение» по-русски. На самом деле об увольнении речь не идет: quiet quitting — это такая расстановка приоритетов, при которой работа просто не воспринимается как место для самореализации. «Работа не должна быть синонимом всей вашей жизни», — так звучит посыл тиктокера @zkchillin, который и дал название явлению. Вместе с блогером «счастливое» количество работы пытаются найти и крупные СМИ: WSJ, The Guardian, The Cut. Кажется, что quiet quitting стал не просто попыткой нащупать идеальные отношения с работой, но подсветил идейные разногласия между фанатами «достигаторства» и сторонниками жизни в свое удовольствие.

На практике quiet quitting может проявляться по-разному: кто-то выбирает работать «на тройку с плюсом», не выходя за пределы очерченных договором задач; кто-то — отказывается от карьерных амбиций в принципе и сосредотачивается только на том развитии, которое приносит удовольствие, но не дает навыков, применимых в работе. Еще один подход к quiet quitting — выбирать максимально нестрессовую работу безотносительно того, кажется она интересной или нет. Характерный и немного преувеличенный пример quiet quitter’а, который считает, что работа в первую очередь должна быть не слишком энергозатратной, — герой Адама Драйвера из фильма «Патерсон» Джима Джармуша: вот он, водитель автобуса, посвящающий свободное время поэзии и закатным прогулкам.

Посыл quiet quitting — помочь людям не допустить выгорания, которое часто следует за переработками и слишком вовлеченным подходом к делу. Сторонники такой радикальной умеренности считают, что постоянное желание прыгнуть выше головы на работе — синоним страха ее потерять: нам кажется, будто регулярные новые достижения определяют нас как специалиста… Или даже как личность в целом — проводя на работе минимум 8 часов в день, сложно не считать, что она многое о тебе говорит. Quiet quitter’ы с этим не согласны: движение призывает понять, что человек не сводится к набору задач и тому, как он с этими задачами справляется. 

Стоит ли действительно воспринимать работу как побочное явление в жизни? Точного ответа нет — психологи призывают очерчивать грань между сознательным quiet quitting и уже наступившим выгоранием, когда потребность уделять работе меньше внимания — вынужденная мера по сохранению здоровья. Некоторые практики этого подхода могут быть полезны тем, кто чувствует, что откровенно страдает из-за работы, — или просто хотел бы больше времени уделять другим сферам жизни. В любом случае, феномен quiet quitting — повод задуматься, нравится ли вам ваша работа. Делать что-то «для галочки», пусть даже без переработок — может быть сигналом пересмотреть карьерный путь.

Главный вопрос, который стоит себе задать: почему я хочу работать меньше? Если в час ночи вы обнаруживаете себя в чате с коллегами, вам действительно может быть нужна передышка, — но если вы просто скучаете на текущей работе, quiet quitting вряд ли ваш выход. Люди, переставшие приоритизировать нелюбимую работу, рассказывают, что чувствовали себя бессмысленно, — сокращение часов в офисе не смогло решить более глубинных проблем.