Поговорили с Галиной Рогозиной — старшим партнером консалтинговой компании RosExpert — о выгорании и стеклянном потолке и выяснили, почему важно отказываться от части задач и открыто обсуждать неудачи с руководством.
/ 20 июля 2023

— Выгорание часто путают с другими дискомфортными состояниями — например, депрессией. Какое определение у выгорания на работе?

— Выгорание — это потеря эмоциональной, интеллектуальной и физической энергии, интереса и мотивации к работе, желания делать то, что когда-то нравилось и наполняло. 

— Значит, выгореть можно даже на любимой работе?

— Выгореть можно на любой работе, если вы не умеете восстанавливать силы и не понимаете собственные потребности и чувства. Когда мы тратим больше энергии, чем получаем, то в итоге выгораем даже на работе мечты. Вас может не устраивать определенный тип задач — например, созвоны. «Трудные» переживания постепенно копятся и это неизбежно ведет к потере сил.

— Я также читала о перекрестном стрессе — это когда человек устал на работе и ищет причину в ней, но на самом деле к нежелательному состоянию привел стресс, условно, в личной жизни. 

— Я бы не делила личность на какие-то отдельные зоны. Человек, который присутствует в рабочем коллективе и в семье, — это один и тот же человек. Когда он оказывается в ситуации неэффективной траты энергии в личной жизни, это приходит с ним и на работу. Он уже истощен — выполнять задачи становится труднее, мотивация снижается, потому что фокус внимания находится не на рабочих вопросах, а там, где сейчас кризис.

— Один из парадоксов выгорания в том, что кажется, будто нужно просто выспаться или съездить в отпуск, чтобы вернуться к работе было проще. Но обычно дела только продолжают копиться. Как разрубить этот узел?

— Мало какие проблемы разрешаются, если от них убегать. Вы вернетесь из отпуска, но проблематика, связанная с более глубокими психологическими сценариями, останется. Я бы порекомендовала разобраться с тем, что привело к «трудным» чувствам, с психотерапевтом или карьерным коучем. 

Особенно часто выгорание настигает тех, кому важно всегда быть первым, кто не приемлет компромиссов в качестве выполненной работы. Перенапряжение также может произойти, если вы гиперответственны, слишком ориентированы на результат и привыкли игнорировать свое состояние на пути к нему. Стремление быть хорошим, все успевать, брать на себя чужие задачи и никогда не говорить «нет» — если не осознавать эти паттерны в моменте, в итоге они приведут к выгоранию. 

— А как правильно отказываться от задач?

— Все зависит от того, ставите вы эти задачи или принимаете. Если речь о руководителе, важно оценить ресурс своей команды: насколько все компетентны в вопросе, который предстоит решить, и какие временные и человеческие ресурсы нужны для выполнения работы в срок. Профессионализм руководителя заключается как раз в том, чтобы правильно рассчитывать силы коллектива и не нагружать сотрудников нереалистичными заданиями. 

Если смотреть со стороны подчиненного, то желание всегда говорить начальству «да» понятно, но  важно оценить собственные силы. Когда дело горящее и вы понимаете, что справитесь с ним, можно попросить поставить его в приоритет, а для остальных задач обсудить более комфортные сроки. Но если у вас не хватает компетенции или ресурса, лучше сказать об этом прямо. В противном случае результат будет низко оценен руководителем, да и вам удовлетворения не принесет. Выходит, что в стремлении прыгнуть выше головы и почувствовать себя всемогущим мы рискуем самооценкой.

— Что делать, если человек уже посередине задачи понял, что не справляется с ней? Можно ли как-то безопасно сообщить об этом руководителю?

— Я часто вижу заблуждение, будто если не показывать, что дела идут плохо, то все само собой разрешится. Однако отдаленные последствия всегда страшнее немедленных. Лучше проговорить объективное положение дел с руководителем на раннем этапе, чем довести до точки, когда уже не будет времени и ресурсов выполнить поставленную задачу. А главное, такое сокрытие создает репутацию ненадежности. Надежность всегда в честности. Адекватный босс оценит такой подход, даже если вы пришли с не очень хорошими новостями.

— Давайте поговорим о состоянии, противоположном выгоранию: стеклянном потолке. 

— Главный сигнал его наступления — вам становится скучно. У большинства людей есть потребность в развитии. Мы заряжаемся и чувствуем мотивацию от адреналина — когда есть опора на знания, навыки и опыт, но остается 20-30% того, что мы никогда в работе не делали. И это состояние важно поддерживать, чтобы не «заржаветь».

— Как просить повышения, если вы поняли, что «застряли» в своем пуле задач?

— Стоит, для начала, запросить обратную связь от коллег и руководителя, чтобы понять, на самом ли деле вы достигли потолка. Грамотный начальник обязательно позволит вам расти, даже если это повлечет издержки и на ваше место придется искать кого-то другого.

— Один из трендов в больших корпорациях — переход из департамента в департамент. Что делать, если готов учиться новому делу внутри своей компании, но не хочешь стажироваться бесплатно? 

— Меняя сферу деятельности, нужно сначала оценить свою финансовую и психологическую готовность к этому. У всякого выбора есть своя цена. Если мы претендуем на новую профессию, это значит, что мы неминуемо окажемся в позиции ученика, с которой связано много «сложных» чувств: неуверенность в себе, ощущение, будто мы ничего не знаем и не умеем. Пока этот этап длится, то, строго говоря, это мы должны платить за обучение, а не нам. Вознаграждение становится целесообразным, когда с помощью навыков мы создаем некую ценность. Такой анализ, пусть и кажется болезненным, но помогает оценить, насколько сильна мотивация осваивать новое дело. 

— Часто, строя карьерный план на несколько лет вперед, легко нафантазировать желаемую должность, но трудно самостоятельно оценить навыки, необходимые для ее получения. Как в таком случае выстроить профессиональный путь?

— Обязательно общайтесь с людьми, которые работают на позициях, на которые вы претендуете, — это принесет много открытий. Я как-то участвовала в коучинговых сессиях с руководителями и их будущими преемниками. Было очень любопытно, как боссы описывали свою профессиональную жизнь, и ряд сотрудников отказывался от идеи занять их место, потому что понимал, что не готов сталкиваться с такими вызовами. Спрашивайте руководителя не только о непосредственных задачах и необходимых компетенциях, но и о социальных, психологических нагрузках.

Еще полезно провести оценку себя силами эйчаров и внешних консультантов, чтобы понять, что на текущий момент является зоной развития. Промежутки между тем, что вы знаете сегодня, и тем, с чем придется сталкиваться, и будут векторами движения. 

— Получается, важно постоянно запрашивать обратную связь о работе? 

— Конечно. Наше ощущение себя изнутри не всегда соответствует реальности. Мы не видим, как ведем себя в различных ситуациях и как воспринимаемся реально. Обратная связь — прекрасный инструмент, если она дается открыто, честно и с заботой о человеке, а не из желания раскритиковать.

— Как с переходом на более высокую должность освоить делегирование?

— Давайте разделим этот вопрос на два: про переход на более высокую руководящую позицию в корпорации и про открытие собственного бизнеса. В первом сценарии, как правило, опыт делегирования у вас уже есть. Во втором все сложнее: нужно не просто найти компетентного человека, но и быть готовым к риску, и уметь давать людям право на ошибку. Без права на ошибку невозможно вырастить сильных сотрудников — они просто никогда не поймут своих возможностей и не научатся определять места, где им требуется помощь. Очень важно ситуационное лидерство — это когда вы, наблюдая за сотрудником, меняете свое участие: вовлекаетесь в задачу нон-стоп, принимаете позицию ментора или отпускаете команду работать самостоятельно и участвуете только в кризисные моменты.

— Но любой риск связан с потерями: временными, экономическими.

— Ничего не существует без потерь. Если мы думаем, что есть руководители, у которых идеально работает команда, все процессы безукоризненны и потерь не происходит, — мы заблуждаемся. Даже опытный человек может ошибаться. Но основная закономерность в том, что чем больше опыта — тем ниже процент ошибок. 

Эксперт: Галина Рогозина — старший партнер консалтинговой компании RosExpert

Главные тренды, подборки от стилистов и эксклюзивные предложения — в телеграм-канале Nuselfish