От «Дракулы» Люка Бессона до ретроспективы русского авангарда — cооснователь галереи Deep List и программный директор культурного центра BLAR Дарья Ярцева делится самыми яркими событиями в арт-мире.
/ 3 октября 2025

МУЗЫКА 

Российская премьера мистической партитуры исландского композитора Йоханна Йоханссона в рамках фестиваля Sound Up | 14 октября 

Будучи ценителем неоакадемической музыки и программ команды Sound Up, хочу начать с самого долгожданного звукового события этого месяца. Drone Mass — это завораживающее путешествие в сакральное аудиальное пространство. Йоханнссон искусно сочетает древние мотивы и современные технологии: электроника вибрирует подобно органу в готическом соборе, а голоса кажутся эхом прошлых времен. Эта музыка предназначена для тех, кто готов остановиться и слушать всем телом.

ЛИТЕРАТУРА 

Blueprint Reading Camp х «Дом творчество Переделкино» 6.0 | 17-19 октября

В Доме творчества Переделкино в этом октябре будет «жутко интересно» — именно так звучит тема предстоящего reading camp. Что в планах? Тайное застолье в Кабинете редкостей вместе с художником и писателем Павлом Пепперштейном, прогулка по Переделкинскому кладбищу с историком и куратором Павлом Котляром, лекция искусствоведа Дарьи Мартыновой об удивительной истории спиритической фотографии, которая повлияла на абстракционизм, футуризм и лучизм на рубеже XIX-XX веков. Вас также научат отличать русских вампиров от западноевропейских вместе с историком литературы Алексеем Вдовиным, предложат проследить женский путь в хоррорах с автором телеграм-канала «‎Жуткое» Ксенией Грициенко и погрузиться в таинственный мир латиноамериканских писателей с переводчицей Дарьей Синицыной.

КИНО

Фильм «Дракула» режиссера Люка Бессона, кинотеатр «Художественный» | несколько дат

Близится Хэллоуин — так что всем, кто, как и я, ценит готическую и романтическую эстетику, рекомендую сходить на нового «Дракулу» Люка Бессона в любимом «Художественном». Предпочтение отдавать ночным сеансам! 

Лекция в BLAR: «Семейка Аддамс: от комикса до Netflix» | 25.10

В октябре у BLAR большие планы на образовательную программу. Отдельно советую зайти на лекцию-дискуссию о «Семейке Аддамс», которую проведут Эрна Асатрян — киножурналист, автор тг-каналов о кино и шеф-редактор «Правил жизни» — и Ольга Белик — киножурналист и обозреватель кино, старший редактор «Кинопоиска».

ИСКУССТВО И КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ 

Цикл лекций в BLAR «Стратегии современного коллекционирования искусства в России: практики, кейсы и перспективы» | 17.10; 23.10; 04.11

Другое интересное мероприятие в BLAR — интенсив, посвященный коллекционированию. Он включает три лекции, посвященные искусству коллекционирования, его истории, современным стратегиям и культурному значению. Среди лекторов: Ан Кубанова рассказывает о развитии коллекционирования с эпохи Медичи до наших дней, освещая роль известных российских коллекционеров и их вклад в культурное наследие; коллекционер Пьер-Кристиан Броше затрагивает роль коллекционера как соавтора в формировании художественного канона и ценностей современного искусства. 

Персональная выставка Игоря Самолета «Выбор», галерея XL | до 14 октября 

Галерея XL представила  персональную выставку Игоря Самолета, одного из ключевых современных художников середины карьеры, под названием «Выбор». Основой проекта стали размышления автора о процессе принятия решений — как в повседневной жизни, так и в критических ситуациях, простых или сложных.

Изучая состояние неопределенности как самостоятельное явление, Самолет использовал собственные переживания в качестве основы для создания сложной инсталляции — кинетической «установки выбора». Чувства неуверенности, страха и сомнений, с которыми порой трудно справиться, здесь будто передаются механизмам, запрограммированным на множество вариаций движений. Звуковое сопровождение проекта (автор — Александр Рыжнев) предназначено оставить зрителя наедине с его мыслями, помочь зафиксировать их и задуматься о собственных решениях — о путях и перекрестках, которые предстоит преодолеть.

Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я», Центр Зотов | до 18 января 2026

Выставочный проект Центра «Зотов» и Музея AZ основан на исследовании раздела «Наследие» журнала неофициального русского искусства «А-Я», который выпускался под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова в Париже с 1979-го по 1986-й год. Именно в «А-Я» впервые были опубликованы работы таких художников, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Олег Васильев и многих других. Помимо статей о современном русском искусстве, журнал публиковал манифесты, просветительские материалы о авангардистах 1910–1920-х годов и их произведения. «А-Я» не только знакомил западную аудиторию с советским андеграундом, но и помогал художникам-авторам определить свое место в «истории искусства, выстроенной по магистральной линии движения авангарда».

Но ради чего стоит идти? Работы представлены из сорока музеев и частных собраний. В их числе — Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Московский музей современного искусства, Государственный музей В. В. Маяковского, Музей AZ, Архив Музея «Гараж»‎, МИРА Коллекция, Stella Art Foundation, Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», Alina Pinsky Gallery, Коллекция Антона Козлова, Коллекция Игоря Маркина и другие собрания. 

Особое восхищение вызывает кураторская работа Ирины Горловой, которую я считаю одной из самых вдохновляющих личностей в современной истории российского искусства. Каждый из более трехсот пятидесяти экспонатов (среди которых работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова, Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова) обладает своей уникальностью и претендует стать знаковым для своего периода в искусстве.

Персональная выставка Ольги Чернышевой «Улица Сна», ГЭС-2 | до 16 ноября 

Персональная выставка художницы превращается в путешествие по просторам воспоминаний, образов и озарений. Замысел проекта «Улица Сна» частично вдохновлен повестью Антона Чехова «Степь». На первый взгляд, этот факт может вызвать вопросы у зрителя, поскольку в экспозиции отсутствует явная иллюстративность. Тем не менее, мотивы и образы, характерные для чеховского текста, находят отражение в концепции, составе и структуре выставки. Несмотря на свою масштабность и разнообразие работ, представленных на выставке, цель отбора и экспонирования произведений заключалась не только в рассказе творческой истории самой художницы, но и в создании в пространстве Дома культуры символического мира, отражающего ее внутренний мир.

Выставочный проект избегает очевидного линейного повествования и специально смешивает работы в пространстве экспозиции. Вы можете смотреть сквозь пространство и видеть диалог среди произведений разных периодов и медиа — так возникают неожиданные связи и параллели, которые ранее были не очевидны. Выставка у меня вызвала сильные эмоции, словно ты сходил в театр и пережил весь спектр чувств в очень короткий период. Много видеоработ, на которые я рекомендую обратить пристальное внимание и посмотреть их, не проходить мимо, погрузиться. Мои самые любимые — это поезд и история про голубя.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА NUSELF В TELEGRAM

Фото обложки: Персональная выставка Ольги Чернышевой «Улица Сна», ГЭС-2