Как сочетать карьеру в подкастинге с лекциями в МГИМО, а профессиональный стайлинг — с руководством образовательной программой во ВШЭ? Спросили пятерых героинь.
/ 29 ноября 2024
Фото: архив Ольги Бескромной (Филичевой)

Фото: архив Ольги Бескромной (Филичевой)

Ольга Бескромная (Филичева) — директор по коммуникациям и рекламе Галерей «Времена Года», ex-директор по коммуникациям агентства Lunar Hare. Отвечала за PR таких брендов, как Dyson, Bentley, Farfetch и других. Преподает в Британской высшей школе дизайна, МГИМО, НИУ-ВШЭ, Fashion Factory School. 

Почему вы решили начать преподавать? 

В моем случае это тесно перекликается с тем, что я очень люблю учиться. Одно из моих образований — ДПО в НИУ ВШЭ по направлению «Бренд-менеджмент в индустрии моды». Профессорско-преподавательский штат программы пристально следил за успехами выпускников и в две тысячи восемнадцатом году вышел ко мне с предложением сначала провести мастер-класс, а потом и разработать свой авторский курс по Fashion PR. К этому моменту у меня уже был управленческий опыт и опыт наставничества, я развивалась в профессии более восьми лет и осознала, что мне правда есть чем поделиться. Поэтому решилась — и тщательно приступила к разработке программы на двадцать семь часов и двести слайдов с выжимкой моего практического опыта, подкрепленного теоретической базой. 

Как классический сапожник без сапог, делиться этим опытом в социальных сетях я просто не успевала, но слухи в индустрии распространялись сами, и меня пригласили в Британскую высшую школа дизайна, где я преподавала на английском языке согласно международным стандартам на программе бакалавриата по маркетингу и на программе МБА, реализуемой совместно с МГИМО. Сейчас я также преподаю в Fashion Factory School.

Как преподавание помогает основной карьере? 

Во-первых, преподавание помогает мне структурировать, осознавать и присваивать собственный профессиональный опыт, который не всегда получается отрефлексировать в большом потоке задач. 

Во-вторых, это возможность зарядиться энергией и вдохновением от студентов, которые напоминают о том, как когда-то горел, мечтал и стремился ты сам. 

В-третьих, это собственная перепрошивка и актуализация, — случаются семинары, после которых кажется, что ты узнал больше, чем рассказал. 

В-четвертых, это волшебная кузница кадров, лучшие сотрудники — твои вчерашние студенты. 

Какой совет вы дали бы себе, если были бы своим учеником?

Ничего не бояться, пробовать и делать. Верю, что сегодня, как и сотни лет назад, «только смелым покоряются моря». Дерзайте!

Фото: архив Василисы Гамалеи-Гусаровой

Фото: архив Василисы Гамалеи-Гусаровой

Василиса Гамалея-Гусарова — стилист, художник по костюмам и креативный директор. Основательница креативного агентства Sputnik Supervision, профессионального агентства стилистов, ассистентов и костюмеров «Визибл». Преподает в Школе дизайна НИУ ВШЭ и на профильных курсах для стилистов, а также читает лекции о моде, дизайнерах и смежных областях культуры.

Почему вы решили начать преподавать? 

Я совершенно точно не планировала становиться преподавателем, но мне было необходимо обучать ассистентов и прокачивать команду. Я иногда выделяла время, чтобы структурировать знания, и начала собирать объемные презентации. Параллельно меня стали приглашать выступить: сначала вступительное слово на модном мероприятии, потом небольшая лекция перед показом фильма о дизайнере в инди-кинотеатре. Затем серия лекций для непрофессиональной публики, вскоре уже авторский курс в школе для стилистов. А потом ко мне обратился Анзор Канкулов с приглашением в Школу дизайна ВШЭ — к этому моменту я точно знала, что могу не просто делиться информацией, а вести к успеху. 

Как преподавание помогает основной карьере? 

Во-первых, талантливые желающие могут попасть на стажировку в моем агентстве «Визибл» и заработать опыт работы на съемках. Мы взамен получаем как минимум обмен энергией и модный трек в плейлист, а зачастую и возможность поэкспериментировать с новыми алгоритмами субординации. Некоторые мои студенты остаются у нас работать. 

Какой совет вы дали бы себе, если были бы своим учеником?

Приносите все, чем можно поделиться, показывайте свои материалы, задавайте вопросы, открывайте свои намерения. Просите обратную связь. Быть студентом — это привилегия получать ответы. Потом вам придется нанимать консалтинг, а пока — пользуйтесь моментом, чтобы сформулировать себя. И да, главное: осмысляйте и делайте все по-своему.

Фото: архив Екатерины Павелко

Фото: архив Екатерины Павелко

Екатерина Павелко, редактор моды, стилист, художник по костюмам для спектаклей театра «А39», музыкальных видео и рекламы. Академический руководитель бакалаврской программы «Мода» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. 

Почему вы решили начать преподавать? 

Накопился большой опыт, который в съемочном процессе сложно осознавать, — пришлось остановиться и подумать, благодаря чему сразу появилось желание делиться.

Как преподавание помогает основной карьере? 

Общение со студентами заставляет держать руку на пульсе. Суть моды в том, что она все время меняется, и это лучший способ не терять фокус внимания, быть в курсе происходящего, не игнорировать новое, учиться его воспринимать свежим взглядом, даже если сначала оно раздражает.

Какой совет вы дали бы себе, если были бы своим учеником?

Думайте про свой визуальный почерк с самого начала. Цвет, свет, принцип построения композиции, ваши цитаты и референсы — все это формирует ваш язык. Сделанное однажды повисает в воздухе, то, что можно повторить, — становится методом.

Фото: архив Анны Ковалевой

Фото: архив Анны Ковалевой

Анна Ковалева — соосновательница контент-бюро «ШТОРМ», автор подкаста «Ковалева слушает». Ведет авторский курс в РАНХиГС, посвященный новым медиа и подкастингу, читает лекции в МГУ, МГИМО для студентов бакалавриата и магистратуры. 

Почему вы решили начать преподавать? 

Это был внешний запрос, который вырос в объемное дело благодаря обратной связи. Меня как практика индустрии позвали в МГУ на журфак сделать воркшоп для студентов и рассказать о подкастах. По итогу занятия студенты делали собственный подкаст. И кураторы мероприятия, и ученики остались в восторге — так что меня и кофаундера «Шторм», Костю Колоскова, стали звать еще. Следом мы побывали с похожими воркшопами и лекциями в МГИМО и ВШЭ, а потом меня пригласили делать полноценный курс по новым медиа в РАНХиГС. Несмотря на то что это программа на полгода, я продолжаю выступать в других университетах с более короткими форматами — недавно, например, была лекция в МГИМО о маркетинге развлечений.

Как преподавание помогает основной карьере? 

В последнее время я активно развиваюсь как коуч: преподаю командам, веду профессиональные тренинги — по коммуникациям, по развитию талантов с помощью системы оценки Хогана. Этот вид преподавания вкупе с классическим очень сильно помогает структурировать свои знания и навыки, отрефлексировать свой опыт, присвоить себе победы и понять, что вещи, которые тебе кажутся очевидными, часто становятся для других открытием, а иной раз и первой точкой входа в новую профессию. Я люблю «заражать» тем, что мне интересно, коллег — вместе со мной на моем курсе преподают ребята из «Шторма» — это помогает мне как лидеру давать своей команде возможности для роста и новых карьерных высот. 

Кроме того, выступления перед студентами и школьниками позволяет побыть в диалоге с молодым поколением, увидеть, на каком языке они говорят, что их интересует, зарядиться их мышлением и энергией. Впоследствии это помогает быть мне лучше понимать, чем живет молодая аудитория и быть интересным контент-мейкером и собеседником в соцсетях, медиа и подкастах. 

Какой совет вы дали бы себе, если были бы своим учеником?

Когда я стажировалась в Лондоне, мой первый босс дала мне совет, который я запомнила на всю жизнь: «Если вы чего-то не просите, вы этого не получаете». Отсюда вытекает несколько мыслей: во-первых, очень важно уметь понять, что тебе нужно; во-вторых — уметь попросить об этом или попасть в среду, где тебе это могут дать. 

Не бойтесь первыми предлагать свои проекты компаниям и людям, с которыми мечтаете работать. Правда жизни в том, что тебя нигде не ждут, но твоя проактивность открывает двери именно туда, куда больше всего хочется самому. Даже если нет опыта — есть время, которое можно предложить руководителю: учитесь быть полезными, чтобы бесплатные стажировки превращались в настоящую карьеру.

Фото: архив Анны Федоровой

Фото: архив Анны Федоровой

Анна Федорова — художница, коуч, креативный продюсер в Объединении «Череда». До этого больше пятнадцати лет работала на телевидении и как креативный продюсер RT Creative Lab номинирована на Emmy. Преподает во ВШЭ.

Почему вы решили начать преподавать?

Я начала читать лекции как приглашенный преподаватель в МГИМО еще в две тысячи семнадцатом году, а уже в две тысячи восемнадцатом разработала авторский курс по Transmedia Storytelling для магистров Data Science ВШЭ. Я хотела, чтобы студенты имели доступ к современным креативным практикам и чувствовали себя частью мира без языковых барьеров. Особенно это важно для молодых женщин. Репрезентация имеет значение: она может — значит, и я могу.

Как преподавание помогает основной карьере?

Преподавание помогает, когда не мешает. Это не про заработок — в период чтения курса я теряю в деньгах, перераспределяя время. Но это вдохновение и служение: общение со студентами, соприкосновение с их интересами важно для понимания, с кем я буду делить профессиональное поле через десять, двадцать, тридцать лет.

Мои выпускники две тысячи двадцатого года уже добились успехов, привнося в профессию свои ценности. Мне приятно думать, что на моих парах были заложены некоторые из них.

Преподавание помогает структурировать знания. В этом году я написала три лекции по сорок тысяч знаков каждая, систематизировав темы медиа-бизнеса, влияния соцсетей, взлета и падения новых медиа.

Какой совет вы дали бы себе, если были бы своим учеником?

Никогда не проси GPT помочь с тем, в чем не разбираешься, чтобы не пасть жертвой его «галлюцинаций». Используй ИИ для механической работы, экономя время на развитие себя, ведь критическое мышление — залог того, что ты не станешь пешкой в чужой игре.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА NUSELF В TELEGRAM