— Что такое метафорические карты? Мы также встречали определения «ассоциативные» и «ох-карты». Это все синонимы?
— Не совсем. «Ох-карты» — это первые метафорические карты, которые придумали в 1975 году, с тех пор появилось множество других колод. А вот между ассоциативными и метафорическими, на мой взгляд, разницы нет. Этот инструмент так и называют: МАК-карты, то есть «метафорические ассоциативные карты».
Метафора — сам объект или образ, который наделен неким смыслом, а ассоциация — то, что возникает у человека в голове, когда он встречает метафору.
— Откуда взялось предубеждение, будто метафорические карты — эзотерический атрибут?
— МАК-карты внешне похожи на таро, и если наблюдать со стороны за раскладом без звука, их можно спутать. Разница в том, что в таро каждая карта наделена собственным смыслом и трактованием. Делая расклад, ведущий озвучивает значение карт, их группировок и тем самым дает ответы на заданные вопросы.
В метафорических картах ведущий не знает, что вы увидите в раскладе. Мы пользуемся проективным методом. Человек, встречая визуальный образ, проецирует на него то, что находится в голове: эмоции, отношения. Терапевт не знает, каков ответ на изначальный вопрос, в отличие от самого спрашивающего, просто этот ответ нужно достать из бессознательного, в чем карта и помогает.
Одно и то же изображение может вызывать у всех очень разную реакцию, и это нормально, потому что правильного и неправильного тут нет. Человек сам наделяет карту смыслом, я же задаю только уточняющие вопросы: с чем на карте вы себя ассоциируете? Нравится ли она вам? Какие чувства вызывает?
— А можно обойтись без карт — просто словами?
— Карты — дополнительный инструмент, но достаточно безопасный, чтобы его попробовать. Смотря на сюжеты, нам проще достучаться до образов. Ведь что такое речь? Вторичная сигнальная система, ребенок рождается без нее. Изначально мы думаем образами: мама — это не какие-то 4 буквы, это большое, теплое, то, к чему хочется попасть на ручки. Во взрослом возрасте речь становится своего рода препятствием к использованию образов, и на сеансе задача — ее обойти, неважно даже, с помощью карт или без них.
Например, приходит женщина и говорит: «Хочу уйти от мужчины, но не могу, потому что с ним безопасно». Понятное в первом приближении, на самом деле это предложение не несет информации. Если я кивну и отвечу, что понимаю, я совру. Поэтому я должна задать вопрос: «А что такое безопасность?» И, допустим, человек отвечает, что безопасность равно отсутствие боли, потому что в детстве его били. Вот, мы нащупали убеждение, образ, и дальше уже решаем, стоит ли дальше жить с этим убеждением или его нужно «переписать».
— Какие плюсы дает работа со специалистом?
— В первую очередь — получение навыка работы с метафорой: какие вопросы задавать? В какой последовательности? Как себя анализировать? Куда на карте можно в принципе смотреть? Дополнительно специалист может научить «добавлять» в картинку другие органы чувств: звук, текстуру, запахи, температуру — чтобы переживание получилось более объемным.
Одиночное использование карт — вопрос сознательности: кому-то этот процесс может показаться скучным, например если человек — экстраверт, и ему важно «отражаться» от другого человека. Но если вам нравится рефлексировать и обращаться к внутренним переживаниям, такой проблемы не возникнет, и раскладывать карты самостоятельно будет проще.
Взаимодействие с терапевтом также рождает эффект зеркала, сверки с реальностью. Человек может достать карту и начать рассказывать, как он рад, а я смотрю на лицо и вижу, например, презрение — и как бы «возвращаю» эту эмоцию человеку. Любая психотерапия — это поиск противоречий.
— Что поэтапно происходит во время сеанса с метафорическими карта?
— Сессия обычно длится 60 минут, но мы не используем карты все это время — обычно я подключаю их, если есть какой-то «затык». Наше сознание любит использовать защитные механизмы, и то, что больно или неприятно, как бы отключать. Человек может начать засыпать, злиться, не понимать речь — таких механизмов очень много.
Есть «я»-физическое и «я»-психическое. Если вы будете идти на меня с ножом, я отойду и заявлю, что не нужно этого делать, по максимуму стараясь сохранить целостность своей оболочки. То же самое с психикой: болезненные темы — и есть нож, от которого мы стремимся отгородиться, даже если понимаем, что погружение в них пойдет на пользу. Карты позволяют преодолеть сопротивления — мы смотрим на картонные цветные картинки и решаем: «Ну что может произойти?» Человек более охотно погружается в тему, о которых сразу словами он, возможно, не был бы готов общаться.
— А если сопротивлений нет, карты могут помочь?
— Все мыслят по-разному — есть, например, люди, которым удобнее думать при помощи визуализации и фантазии.
Но повторюсь: это дополнительный инструмент. В первую очередь важен контакт с клиентом. Если вы не в контакте, ничего не произойдет, сколько бы раскладов вы ни сделали. Нужно познакомиться и наладить коммуникацию.
— Мы читали, что групповые сессии с картами популярнее, чем персональные. Так ли это — и если да, то почему?
— Это правда, потому что групповые сессии веселее персональных. (смеется) Играя в карты тет-а-тет, вы «отражаетесь» только от меня. А если нас, например, семеро, то каждый человек в группе (не в любом собрании — несколько участников становятся группой, когда между ними устанавливается контакт) немножко по-другому видит и воспринимает вашу ситуацию и расширяет ваше видение своим.
Когда группа сплочается, то дает всем отдельным ее членам и терапевту дополнительную базу для анализа: как распределяются роли? Кто как коммуницирует? Кто какие способы поддержки выбирает?
На личной сессии мы можем проработать только тот набор проблем, которые человек приносит сам. В группе кто-то может поднять тему — и ее подхватят другие, даже если не собирались говорить о ней; вы можете шире рассмотреть жизни других людей — и наоборот: свою через чужие призмы.
— Как настроиться на собрание, пока оно еще не стало группой? Необходимость делиться переживаниями в присутствии незнакомых людей может пугать.
— Гарантировать всем безопасность и своевременно включать участников в коммуникацию — это задача ведущего. Хорошо работает, например, техника, при которой терапевт описывает, что с человеком происходит. Бывает, участник говорит: «Я не могу открыться, потому что не доверяю людям, которых вижу в первый раз». Я отвечаю ему: «Знаете, прийти к незнакомым людям и заявить, что вы им не доверяете, — это все-таки немножко про доверие!» (смеется) И у человека открытие — получается, он все-таки доверяет.
Часто стоит немного «приоткрыть» одного человека, как другой, более замкнутый, увидит атмосферу поддержки и безопасности и попробует тоже открыться.
— С какими запросами стоит отправляться на терапию с метафорическими картами, с какими — бесполезно, а в каких случаях это может навредить?
— Запросы сами по себе не могут навредить, и МАК-карты — тоже, у них даже ограничений по возрасту нет. Однако не стоит посещать такие сессии в острых психотических состояниях, будь то шизофренический дебют или сильная депрессия. Сильные физические состояния — тоже скорее препятствие. Помимо прочего, бывают темы, в случае которых необходим более плавный вход в работу, — скажем, травма.
— Как часто стоит пользоваться картами?
— Если речь о группе, то, как правило, раз в месяц. Часто не надо — это метафорический инструмент, и когда на сессии появляются осознания, нужно дать им время, чтобы проявиться, дождаться: «Так вот что значила карта!»
Даже людей, которые в контакте с подсознанием, интерпретации могут «догонять» не спустя два дня после сессии, условно, а спустя полгода. У меня была ситуация, когда клиентка отказалась прорабатывать карту, а через год приходит с тем же вопросом, ей выпадает та же карта, и она уже «идет» в нее.
— Карту можно отказаться прорабатывать?
— Нет, но да! (смеется) Человек, естественно, волен отказаться, но мы стараемся объяснить, что если карта вызывает сильную эмоцию — это повод на ней задержаться.
— Что делать людям без воображения?
— Не бывает людей без воображения — но может быть плохо с доступом к нему. Кому-то сложно воображать специально, хотя фантазийный мир окружает нас постоянно. Воображение — это не только единороги, но любой мыслительный процесс, который касается наших ожиданий и установок. В фантазиях мы прячемся, отыгрываем эмоции, которые не можем прожить в реальности.
— Как развить умение фантазировать?
— Мы можем моделировать любые ситуации, задавать себе вопросы внутри них и следить за собственными реакциями. Нащупайте ту свою часть, которой доверяете. Это можете быть вы сейчас, а может быть, ну скажем, маленькая девочка. Что она отвечает на вопрос: «Хочу ли я сменить работу?» Морщит нос или расправляется: «В при-и-и-нципе…». Важно обращать внимание на мимику и телесный ответ.
Эксперт: Данилецкая Арина Павловна, врач-психиатр, психотерапевт, ведущая групповой терапии.