Мы уже писали о «тихих» увольнениях — тренде, который особенно прижился среди зумеров, не готовых оставлять на работе всю жизнь. Теперь в соцсетях разгорелись споры о «тихом» отпуске, или quiet vacationing — периодах отдыха в рабочее время.
Суть «тихого» отпуска в том, чтобы отдохнуть в условиях, когда уйти на официальные каникулы сложно, — например, работодатель не позволяет взять полноценный отпуск или вы просто не успеваете разобрать перед ним все дела. «Тихим» такое время назвали, потому что управляет им сам сотрудник — как правило, босс и коллеги не в курсе, что вы можете гулять в лесу, пока кто-то пишет вам на почту.
Подходов к «тихому» отпуску множество — это вопрос тайм-менеджмента. Одни ставят отложенные сообщения, другие делают работу быстрее срока и не берут новую, а свободные часы посвящают личной жизни. Если такой подход не срывает дедлайны и не заставляет коллег искать вас с фонариком посередине рабочего дня, то «тихий» отпуск становится вопросом выбора: можно только порадоваться за тех, кто выстроил свой work-life баланс. Но эйчары уверены, что сама необходимость отдыхать по-тихому часто говорит о проблемах на рабочем месте. Закрывая ноутбук в полдень, ответьте себе на несколько вопросов.
Сделав всю работу, вы не хотите брать на себя больше, потому что ваша жизнь гармонична или потому что вам не интересны задачи, которые компания может предложить? Честный ответ позволит понять, не стоит ли поискать другое занятие — то, от которого не захочется сбежать побыстрее к другим делам.
Что вы теряете и приобретаете, работая меньше? Тревожный сигнал — необходимость использовать финансовую подушку, когда можно вырасти на работе, не пренебрегая здоровьем и личной жизнью. В этом случае стоит разобраться с целями и приоритетами.
1. Какой уровень жизни позволяет поддерживать текущая работа?
2. Устраивает ли он вас?
3. Сколько нужно работать, чтобы лучше жить, и насколько вы к этому готовы?
Что мешает уйти в обычный отпуск? Если вы обращаетесь к «тихому» варианту, потому что уже отгуляли свое, но вам нужно поехать на день рождения бабушки или взять на передержку собаку друзей, — скорее всего все в порядке. Но если вы годами не ходили в полноценный отпуск, задумайтесь:
1. Не перегружены ли вы? Поговорите с начальником, когда работы столько, что вы не можете разобрать ее на пару недель вперед или делегировать коллегам. В идеальном мире задача босса — вовремя ограничивать ваши задачи, но только вы можете до конца оценить собственный объем дел — сообщайте о перегрузках до того, как перестанете успевать или возненавидите работу.
2. Нет ли в компании проблем с субординацией и доверием? Коллектив, в котором отпуска осуждают, может быть токсичным. Вспомните, как вас или коллег встречали после отпуска: интересовались поездкой или ставили в упрек всю работу, которую вы не сделали? Чувства вины и неловкости при обсуждении отдыха говорят о том, что в вашей корпоративной культуре его обесценивают.
3. Не выгорели ли вы? Вспомните, в какой момент появилась потребность больше отдыхать. Радуетесь ли вы отдыху, который устраиваете себе, или удлиненные перерывы нужны, чтобы дожить до следующего большого отпуска? Затяжная усталость и стремление избавиться от работы побыстрее — это повод записаться к карьерному коучу или психотерапевту.
Почему вы не ставите в известность компанию? Иногда дело во внутренней установке: «Если я скажу, что справляюсь с работой и отдыхаю дольше, чем окружающие, меня сочтут лентяем». Иногда — в среде: отпуск не должен становиться пыткой, во время которой вас каждый день просят что-то сделать «срочно». Заранее обсудите вашу доступность с командой и договоритесь, что на самом деле срочно, а за какой информацией можно сходить в общую базу знаний, пусть это и дольше, чем отправить сообщение вам.
Какие альтернативы «тихому» отпуску у вас есть? Если не видите их в одиночку — обсудите с коллегами, у которых был такой опыт. Можно ли взять пару дней на восстановление, не открывая больничный? Как работодатель относится к тому, что семейные дела порой важнее работы? Выстроены ли границы, при которых вы можете попросить выходной заранее без детальных объяснений? Чужой опыт поможет подготовить почву для вашего собственного разговора с начальством.