Команду NUSELF окружают удивительные героини — вдохновляющие и самодостаточные. Настоящие #NUSELF_girl. Поговорили с основательницей Arch(e)type, A-House и Joser о сложностях на пути в профессию и узнали, как совмещать творческую работу с управлением.
/ 23 августа 2024

— Как выглядит ваш типичный день? 

— У меня бывают дни двух типов: те, которые я считаю правильными, идеальными, и реальные (смеется), которые я, видимо, должна проживать. К первым я готовлюсь, а у вторых, как правило, гибкое расписание.

Я стараюсь начинать каждый день с часа на то, чтобы подумать обо всем: от работы до философских вопросов. Мне очень важно найти время на размышления, это помогает как бы поставить себя на нужные рельсы — тогда все, что ты делаешь в течение дня, соответствует твоим реальным жизненным планам, ведь мегаполис часто затягивает в свои потоки и побуждает тратить энергию на что-то ненужное. 

Дальше по расписанию у меня спорт, например, бег, во время которого я тоже сосредоточена на своих мыслях.

— Какими видами спорта вы еще занимаетесь? 

— Бег, велосипед, йога, теннис, падел — в общем, почти все ракеточные и беговые. Иногда плаваю.

Жакет YUZEFI, шорты YUZEFI, водолазка Nanushka, мюли LOULOU STUDIO

Жакет YUZEFI, шорты YUZEFI, водолазка Nanushka, мюли LOULOU STUDIO

Жакет RACIL, шорты Bouguessa, майка Nanushka, майка Nanushka, босоножки Forte Forte

Жакет RACIL, шорты Bouguessa, майка Nanushka, майка Nanushka, босоножки Forte Forte

— Как вы распределяете ваши разные проекты в расписании?

— День я стараюсь начинать с работы в Arch(e)type, потому что, если я этого не сделаю, меня замучает совесть. Помимо внешних клиентов, я пересекаюсь с архитектурным подразделением. Конечно, у каждого направления внутри бюро есть свой директор, который руководит процессами ежедневно. Дальше действую по ситуации, в мое расписание часто встают внезапные встречи. Большинство из них запланированы, но бывает, что меня неожиданно кто-то ищет в A-House, пока я в бюро, — приходится срываться с места.

Остаток дня по будням тоже редко остается пустым — к счастью или к сожалению. Бывает, что на вечер приходится три-четыре мероприятия, но я, конечно, уже давно выбираю что-то одно, самое ценное для меня.

Рубашка Bouguessa, юбка Nanushka, сумка Ree projects, мюли LOULOU STUDIO

Рубашка Bouguessa, юбка Nanushka, сумка Ree projects, мюли LOULOU STUDIO

— После такого насыщенного дня, как вы успокаиваетесь перед сном?

— Иногда я читаю, но не могу сказать, что много. Например, вчера меня хватило на четыре страницы — при такой ежедневной нагрузке под вечер внимание сильно расфокусируется и сложно держать себя в тексте. Поэтому изучение проектов или чтение важных статей про дизайн и архитектуру я всегда оставляю на утро.  

Чаще всего перед сном я разговариваю с близкими, мы обсуждаем бытовые вопросы, семейные задачи, планируем отдых — это расслабляет. 

— В прошлых ваших интервью вы говорили, что с детства были нацелены на дизайн и архитектуру. Кажется, это не самая распространенная детская мечта, как так получилось?

— Помните, в детстве были популярны дневники для девочек? В моем был вопрос: «Кем ты хочешь стать?» Я, как серьезный ребенок, очень долго думала и поняла, что это должно быть что-то связанное с пространством. Слово «дизайнер» мне тогда не нравилось, а «архитектор» — пугало, да и разницу между архитектором, инженером, конструктором я не понимала, но свое направление в общих чертах определила. 

Дело в том, что в юности я постоянно что-то строила, переделывала. Могла прийти к друзьям и сказать: «Как-то у тебя неудобно стоит кровать, давай все переставим!» — и действительно затеять переделку комнаты. Я могла предложить что-то перестроить в школе, да и когда играла в Sims в основном строила дома.

Платье-рубашка Patou, сумка Patou, балетки Le Monde Béryl

Платье-рубашка Patou, сумка Patou, балетки Le Monde Béryl

— Я знакома с сопроматом и другими инженерными предметами, и мне кажется, что подобные дисциплины могут сильно отбить желание углубляться в профессию. Это же дико сложно.

— Откровенно говоря, не всем это нужно. Много чего в архитектуре, как в науке, поможет вам лучше коммуницировать с подрядчиками и повысит ваш уровень экспертизы, позволит быстрее придумывать более сложные решения. Но все это можно не делать самому, а привлечь сторонних специалистов, которые вникнут в конкретную задачу.

— Но часто людей, которых архитектура, дизайн привлекает с эстетической точки зрения, пугает инженерная сторона вопроса. 

— Пусть это их так не пугает, в мире есть множество талантливых архитекторов, которые не сильны в этих вопросах, но это не мешает им создавать шедевры.

Рубашка Bouguessa, юбка Nanushka, сумка Ree projects, мюли LOULOU STUDIO

Рубашка Bouguessa, юбка Nanushka, сумка Ree projects, мюли LOULOU STUDIO

— Что тогда было самым сложным в вашей учебе?

— В Москве я училась в художественном училище, а поступала в Политехнический университет в Милане. Чтобы попасть туда, надо сдать итальянский аналог ЕГЭ — геометрию, математику, физику, которые в нашем училище были скорее фикцией. Так за 9 месяцев перед поступлением мне пришлось серьезно взяться за эти предметы, а еще и выучить итальянский на том уровне, чтобы понимать его на учебе. Правда, после поступления оказалось, что это было только начало. Нужно учесть, что это был государственный университет, в котором нет места для личных отношений, никто не пожалел бы меня за то, что я хорошо рисую, но только выучила язык. Все образование было построено по системе баллов и рейтингов. С плохим рейтингом ты просто не попадешь в хорошую проектную мастерскую. Даже для итальянцев это был стресс, помню, один студент просто встал посредине занятия и ушел, оставив все свои записи. До конца учебы ушло примерно 20% людей.

А самым сложным предметом оказалась сдача архитектурного проекта — было совсем неясно, как именно его сделать качественно. Ты как художник все время должен был находиться в поиске — то ли надо делать планировку, то ли фасад, какие нужны надстройки, как не перепутать последовательность. Все это сложно.

Тренч COLLECTORS CLUB, сумка YUZEFI, сандалии LOULOU STUDIO

Тренч COLLECTORS CLUB, сумка YUZEFI, сандалии LOULOU STUDIO

— Давайте снова вернемся в детство. Вы помните свое первое яркое архитектурное впечатление?

— Мне очень нравился особняк Рябушинского на Спиридоновке, завораживал дом Нирнзее на Тверской. И до сих пор для меня это один из самых сильных энергетически домов в Москве. Если Рябушинского ну просто красивый, с мозаикой, то Нирнзее буквально вызывает мурашки. Хотя, кстати, мозаика там тоже есть, с лебедями, но она достаточно высоко, обратите внимание, когда в следующий раз будете проходить.

— А что запомнилось из последнего? 

Совсем недавно я ездила в Базель, в гости к швейцарскому бюро Herzog & de Meuron. Сейчас они проектируют ЖК Бадаевский на берегу Москвы-реки — это самый неоднозначный и смелый проект в городе, из тех, что строятся прямо сейчас. Само бюро — сильнейшее, одно из моих любимых по подходу. Мне удалось посмотреть массу зданий в реализации, в проектах.

Жакет YUZEFI, шорты YUZEFI, водолазка Nanushka, мюли LOULOU STUDIO

Жакет YUZEFI, шорты YUZEFI, водолазка Nanushka, мюли LOULOU STUDIO

Рубашка Bouguessa, юбка Nanushka, сумка Ree projects, мюли LOULOU STUDIO

Рубашка Bouguessa, юбка Nanushka, сумка Ree projects, мюли LOULOU STUDIO

— Если в детстве впечатления от архитектуры были больше эмоциональными, то что цепляет сейчас?

— Самое главное — это идея. Для меня показатель качества, если о проекте можно разговаривать идеями, даже не смотря на фасад. Замысел должен быть многослойным, распадаться на части, чтобы собираться в единое целое. Дальше идея должна быть реализована качественно, эффективно и сложно с точки зрения проектирования. Ну и, конечно, максимально эстетично. 

— Получается, что для успешного результата на каждом этапе необходим профессионал?

— Да, причем тот, кто готов много раз переделывать работу, чтобы добиться нужного результата. А другая половина успеха проекта — это адекватный, понимающий клиент. 

— Он должен уметь доверять исполнителю?

— Можно не сильно доверять, но точно уметь слышать.

Жакет RACIL, шорты Bouguessa, майка Nanushka, майка Nanushka, босоножки Forte Forte

Жакет RACIL, шорты Bouguessa, майка Nanushka, майка Nanushka, босоножки Forte Forte

— Если говорить о вашем личном пространстве — квартире, офисе. Какие мелочи вызывают самый большой трепет? 

— Мне очень важны виды и свет. Например, моя квартира расположена так, что я вижу и рассвет, и закат. А в офисе главный вид — это вода, которая дает блики. 

— Несмотря на то что офис на «Красном Октябре» — это очень старорежимное здание, в нем действительно очень много света, хотя обычно такие пространства довольно мрачные. Как вам удалось найти это помещение?

— Мне повезло — очень часто подходящие помещения попадаются случайно. Так было почти со всеми нашими проектами, связанными с real estate. Если это именно то, что необходимо, оно приходит само. 

Жакет RACIL, шорты Bouguessa, майка Nanushka, майка Nanushka, босоножки Forte Forte

Жакет RACIL, шорты Bouguessa, майка Nanushka, майка Nanushka, босоножки Forte Forte

— Помимо Arch(e)type вы основали клубное пространство A-House, как пришла его идея? 

— Идея родилась, когда я училась в Архитектурной Ассоциации — это образовательное учреждение, которое, по сути, является также клубом архитекторов. В Москве у нас есть разные союзы, но они работают не так, как мне это представлялось. Я, например, в силу обстоятельств, в них не состою и даже толком не соприкасаюсь. 

При этом мне всегда хотелось профессионального разговора и дополнительного образования. Например, если у меня появляется сложный архитектурный вопрос —  допустим я хочу понять, почему деревянное высотное строительство энергоэффективно и что это вообще значит — я отправляю этот запрос в A-House, а они уже ищут специалистов. Или, условно, когда я еду в новый город, они готовят список мест, которые нужно посетить, но не на уровне достопримечательностей и лайфстайла, а узко, с профессиональным пониманием, что мне нужно. 

Мне также ценно, что A-House — это закрытый клуб и в нем можно чувствовать себя защищенно.

Жакет YUZEFI, шорты YUZEFI, водолазка Nanushka, мюли LOULOU STUDIO

Жакет YUZEFI, шорты YUZEFI, водолазка Nanushka, мюли LOULOU STUDIO

Топ Nanushka, юбка Nanushka, балетки Le Monde Béryl

Топ Nanushka, юбка Nanushka, балетки Le Monde Béryl

— Сейчас вы руководите бюро, клубом, также у вас есть бренд мебели ARCHIPÉLAGO и ювелирный бренд JOSER. Как все эти занятия помещаются в один день? Как вы распределяете силы? 

— Они не помещаются (смеется). К счастью относительно многих проектов, я могу распределить силы по желанию и возможности. Если в бюро у меня есть четкие сроки и контракты, то в остальных проектах я чуть более гибкая, к тому же там есть свои команды и директоры. 

— Когда речь идет о таких одновременно творческих, но структурных проектах, сколько в них вдохновения, а сколько жесткой работы?

— Чтобы придумать дизайн, нужно посадить в себе мысль — нужен ли дом, коллекция, мастер-план — и просто жить с этим. Конечно, такой процесс не всегда совместим с жестким управленческим графиком. Иногда нужно себя подрасслабить, пройтись погулять, чтобы идеи пришли в голову. Задачи руководителя строятся на совершенно других эмоциональных волнах, и совместить их с творчеством нельзя.

Вообще практически всегда вдохновение находит меня не в офисе и не в Москве. Если речь идет о стратегии, больших идеях, концепциях — это офисная работа. А если нужно что-то создать — поездка.

— Так влияют ритмы других городов?

— Не думаю, я просто люблю работать в транспорте, и желательно, чтобы не ловила сеть. Это транзитное состояние — очень удачное для работы.

Платье-рубашка Patou, сумка Patou, балетки Le Monde Béryl

Платье-рубашка Patou, сумка Patou, балетки Le Monde Béryl

— Если говорить о трендах в дизайне и архитектуре, имеют ли они сейчас смысл?

 — Я считаю, что трендов быть не должно. Есть глобальные направления, связанные с открытиями, экологией, энергоэффективностью. Но о трендах, как о моде, думать не стоит: главное в архитектуре — это контекст, задача и идея. Понятно, что мы часто находимся в коммерческих рамках, но общая цель должна быть в том, чтобы создавать новые смыслы и развивать инновационный дизайн, разработку и проектирование.