Сезон мировых Недель моды — повод начать следить не только за подиумами, но и за биографиями тех, кто формирует индустрию. Мы собрали 8 документальных фильмов с героями, чей стиль мы вспоминаем сквозь года.
/ 29 сентября 2023
«Маржела: своими словами» (2019, Райнер Хольцемер)

«Маржела: своими словами» (2019, Райнер Хольцемер)

«Маржела: своими словами» (2019, Райнер Хольцемер)

Полуторачасовая документалка, озвученная самим Мартаном Маржелой, балансирует между двумя линиями. Первая — сентиментальная: вот детские архивы будущего дизайнера, из которых позже родятся узнаваемые деконструированные силуэты, чулки-маски, таби и шуба из волос, сегодня невольно вызывающая ассоциации скорее с модными хоррорами, чем с высокой модой. Вот — восторженные отзывы коллег по цеху: синьоры Прады или Рафа Симонса — которые спорят со сдержанностью самого Мартана: «Я знал, что у меня есть вкус, но не мог предсказать, что он станет целым отдельным стилем». 

Разговорная патетика немного смещает внимание с кадров конструкции одежды и того, как она живет в 3D. А жить есть чему: платье из воздушных шаров лопается на модели, топ со скотчем вместо отрезков ткани, напротив, прирастает к телу — кто из нас не роднится с любимыми вещами настолько, что готов приклеить их к себе? Это не то кино, которое стоит ставить вместо подкаста, — смотрите неотрывно, чтобы не упустить главного.

«Сентябрьский номер» (2009, Р.Дж. Катлер)

«Сентябрьский номер» (2009, Р.Дж. Катлер)

«Сентябрьский номер» (2009, Р.Дж. Катлер)

Если от «Дьявол носит Prada» вы открещиваетесь из-за художественных домыслов, мы нашли более реалистичную альтернативу — «Сентябрьский номер» снят всего на одну камеру. Редакция Vogue готовит самый толстый в истории выпуск, и фильм в основном затрагивает будни этой махины продакшена — с легкой руки смурной Анны Винтур многомиллионную съемку организуют за два дня. Притом оператор «Номера» Боб Ричман советует обратить внимание на неспешные эпизоды работы, в которых громкие имена становятся просто людьми: Грейс Коддингтон гуляет по осеннему поместью с заваленным горизонтом в кадре, Андре Леон Телли стирает пот с лица после тенниса в цветущем Нью-Йорке, а сама Винтур — попробуйте поймать! — пару раз за весь хронометраж улыбается.

«Подиум» (1995, Роберт Ликок)

«Подиум» (1995, Роберт Ликок)

«Подиум» (1995, Роберт Ликок)

Прежде чем начинать новый сериал «Супермодели», предлагаем посмотреть документальную историю про Кристи Тарлингтон — одну из звезд «эпохи супермоделей». Сегодня Кристи много инвестирует в благотворительность — селебрити основала организацию, поддерживающую будущих матерей, и дает интервью велнес-изданиям, где рассказывает об увлечении йогой, холистическом подходе к здоровью и привычке отрефлексировать день перед сном.

Тарлингтон признается, что не променяла бы модельную карьеру ни на какую другую — именно она позволяет знаменитости чувствовать себя спокойно в нестабильном мире. А почти тридцать лет назад любимица Calvin Klein замечала, что ужасно устает от работы: «Знакомства, новые места — это здорово, но иногда ты хочешь хоть где-нибудь уже задержаться». Эпизоды «Подиума» вторят этой суете: здесь и неизбежные интервью в такси крупным планом, и «подсмотренный» вечер в номере с Наоми Кэмпбэлл, и наспех закуривающая перед показом со спички Кейт Мосс.

«Ральф Лорен как он есть» (2019, Сьюзен Лейси)

«Ральф Лорен как он есть» (2019, Сьюзен Лейси)

«Ральф Лорен как он есть» (2019, Сьюзен Лейси)

У Сьюзен Лейси внушительный опыт в документальном кино: режиссер и продюсер HBO снимала биографии Стивена Спилберга и Джейн Фонды. Лейси одинаково интересно исследовать и творческий процесс дизайнера, и его путь к успеху, и личную жизнь — поэтому в перебивках между архивными показами и воспоминаниями A-листа индустрии мы часто видим и слышим самого Ральфа: в первых минутах фильма он расскажет о любви с первого взгляда к будущей жене, а позже — будет перемещаться на винтажных автомобилях между впечатляющим числом вилл от Ямайки до Колорадо. 

Как заметит Анна Винтур: «Фэшн нужно хотеть — и Ральф Лорен отчетливо понимает это». Высокой моде он на старте предпочел стиль американской мечты, который может повторить хоть подросток, хоть домохозяйка: идеальные джинсы, потертые кожаные куртки и блузы с рюшами чаще приходят в гардероб не из подиумных коллекций, а с плеча старших родственников — в этом смысле Ральф делает моду не столько искусством, сколько инструментом эмпатии, сближения с миром, который уже и так под рукой.

«Диор и я» (2014, Фредерик Чен)

«Диор и я» (2014, Фредерик Чен)

«Диор и я» (2014, Фредерик Чен)

Раф Симонс пробыл на посту креативного директора Dior недолго — три года. Во время его назначения в 2012 было много недоумения: «Он же почти нормкорщик!» — но и ожиданий тоже — казалось, что аскетичный Раф сможет вдохнуть новую жизнь в нескончаемые юбки-пачки. Нюанс: на запуск первой кутюрной коллекции Симонсу дали два месяца — по меркам мира моды пшик. Дальше только больше драмы: модельер не спит, швеи не спят, все общаются пассивно-агрессивно, сносят подолом платья канцелярию на столе и красят жакет накануне показа из граффити-баллончика — новая жизнь старого модного дома оказалась припанкованной.

«Диана Врилэнд: глаз должен путешествовать» (2011, Лиза Иммордино Врилэнд, Бент-Йорген Перлмутт, Фредерик Чен)

«Диана Врилэнд: глаз должен путешествовать» (2011, Лиза Иммордино Врилэнд, Бент-Йорген Перлмутт, Фредерик Чен)

«Диана Врилэнд: глаз должен путешествовать» (2011, Лиза Иммордино Врилэнд, Бент-Йорген Перлмутт, Фредерик Чен)

Авангардный главред Harper’s Bazaar и Vogue никогда не ассоциировала моду строго с одеждой: под ее кураторством на разворотах стали появляться, помимо моделей, рок-звезды и актрисы. «Глаз должен путешествовать» — манифест Врилэнд об отказе от стереотипной красоты и «слишком» правильного образа жизни. Редактор признавалась, что спокойным вечерам предпочитает вечеринки с вредными привычками, а ее современники запомнили Диану как легкого на подъем и открытого человека: беседы с таксистами радовали ее не меньше, чем общение со звездными героями.

«Colette, любовь моя» (2020, Хью Лоусон-Боди)

«Colette, любовь моя» (2020, Хью Лоусон-Боди)

«Colette, любовь моя» (2020, Хью Лоусон-Боди)

Слоган этого фильма гласит: «Все хорошее рано или поздно должно прийти к концу». Парижский концепт-стор, любимый Карлом Лагерфельдом, Канье Вестом, Вирджилом Абло и еще десятками дизайнеров и селебрити закрылся в 2017 году после 20 лет работы. Словом «концепт-стор» мы, кстати, и обязаны Colette — это был не стандартный бутик, а чутко курируемое пространство, куда основательницы Колетт Руссо и Сара Андельман привозили известный люкс и предметы молодых концептуальных художников. Во многом благодаря усилиям матери и дочери тот же люкс подружился со стритвиром — брендовые вещи, соседствующие с растянутыми футболками, стали частью европейского модного шика. Нерв скорбящих по Colette трудно не почувствовать через экран: будут здесь и стандартные для жанра звездные воспоминания, и камерные истории — один из завсегдатаев бутика, например, назвать дочь Колетт (хоть никому и не признавался, в честь чего).

«Записки об одежде и городах» (1989, Вим Вендерс)

«Записки об одежде и городах» (1989, Вим Вендерс)

«Записки об одежде и городах» (1989, Вим Вендерс)

От «Записок» невозможно оторваться, даже если о Йоджи Ямамото вы толком не слышали — это хрупкое, прерывистое и невероятно красивое действо, снятое на «шумную» ручную камеру. Выбор аппарата Вендерс объясняет тем, что на кинокамеру невольно обращаешь внимание — она вытягивает из реальности естественность. За кадром японский дизайнер много рассказывает о себе — еще одно открытие фильма, по-настоящему душевных интервью у Ямамото не так много. «Моя мать обшивала всю округу, я жил среди платьев. Я шарахался от них, как от чумы», — смеется дизайнер. Карьеру он посвятит переиначиванию всего изящного и исследованию асимметрии и изъянов — этот дух поддерживают неидеальные дрожащие кадры.

Главные тренды, подборки от стилистов и эксклюзивные предложения — в телеграм-канале NUSELF