Хорроры давно перешли из разряда сомнительного кино в фильмы-произведения искусства. Рассказываем о шести картинах для самого вдохновляющего Хэллоуина.
28 октября 2022

Midsommar («Солнцестояние»)

Неспешный и скорее атмосферный, чем жуткий хоррор для всех, кому в ближайшие полгода витамин D светит только в виде таблеток. Действие разворачивается в шведской отдаленной деревне накануне праздника середины лета. В общину приезжает группа студентов-исследователей. Пастораль, которую оберегали столетиями, от прибытия гостей начинает трещать — и в этот момент выпускает зубы, ведь праздник должен состояться. История об исследовании себя через принятие чужеродности того, кто на нас совсем не похож, снятая в умопомрачительных декорациях: солнце, летящие белые платья и сверкающая кожа Флоренс Пью. 

Annihilation («Аннигиляция»)

Режиссер и писатель Алекс Гарленд снимает фантастику для тех, кто не любит фантастику, и ужасы, скриншоты из которых хочется распечатывать во всю стену. «Аннигиляция» — история об исследовании аномальной зоны с Натали Портман в главной роли — не исключение. Сюжет с прорехами компенсируется нежно проработанной картинкой: грубые, нарочито природные текстуры спорят с инопланетным неоновым свечением. Не сойти с ума посередине этой смертельной красоты — одна из задач, с которой столкнутся героини фильма (все исследовательницы-разведчицы здесь — женщины). 

Suspiria («Суспирия»)

Современный ремейк хоррора Дарио Ардженто не мог получиться некрасивым — за костюмы ведьм в балетной школе-пансионе отвечала Джулия Пьерсанти, экс-дизайнер Lanvin, Balenciaga и Celine. Поэтому и смотреть за тем, как на полубессмертной Тильде Суинтон струится черное закрытое платье в пол, тоже можно вечно. Человеческое тело в «Суспирии» постоянно подвергается преломлениям — в прямом и переносном смысле: в фильме много снов и травм. Сколько трансформаций нужно претерпеть, чтобы вернуться к себе; какие чудеса вместимости показывают психика и тело, в зависимости от среды и обстоятельств, — об этом и смотрите «Суспирию».

Lux Æterna («Вечный свет»)

Cпорный фильм спорного Гаспара Ноэ. После короткой работы (всего 50 минут), возникает сенсорная перегрузка: мельтешаще, громко, отрывисто по части диалогов, местами непонятно. И страшно красиво: фильм спродюсирован брендом Yves Saint Laurent — кажется, что это такой растянутый и немного жестокий кампейн. Впрочем, поиздеваться над изнанкой киноиндустрии у Ноэ получилось мягче, чем над танцорами в «Экстазе»: весь боди-хоррор вынесен за кадр и обсуждается в ходе спешных разговоров по телефону. 

The Lobster («Лобстер»)

Тягучая психологическая драма Йоргоса Лантимоса. В мире будущего человек не может быть один. Одиночек изолируют и селят в специальный отель, где нужно за 45 дней найти себе пару — иначе превращают в животное. Быт в гостинице-тюрьме нарочито простой и схематичный: люди в одинаковых плохо сидящих костюмах (знали бы они про тейлоринг!), духи без названия на туалетном столике и актовый зал, в котором с таким же успехом можно было снять школьную комедию. Все самое красивое начинается после побега главного героя в лес — к отшельникам, выбравшим одиночество. Если дейтинг-культура вам кажется механистичной и обесценивающей, то и «Лобстером» проникнетесь.

Lamb («Агнец»)

Еще один мрачный «медленный» хоррор в природных декорациях, на этот раз исландских. Кажется, что горы и туман здесь играют больше самих актеров: диалоги очень немногочисленные. Бездетная пара удочеряет полудевочку-полуовечку и принимает ее в семью, как родного ребенка, — вот и весь сюжет. Наблюдать за конфликтом естественности и рукотворности, нормы и того, что за ее пределами, зритель оставлен сам. Вне зависимости от решений, после сказки хочется пуститься в долгое nature bathing, не оставляя следов (пластиковых и углеродных).