Инструкция к себе: главное
Об инструкциях к себе заговорили на русском во многом благодаря HR-директору Яндекса Дарье Золотухиной — пост с ее инструкцией посмотрело больше 50 тысяч человек. Что такое инструкция к себе? Документ, в котором вы прописываете свои рабочие принципы, сильные и слабые места, пожелания к другим по общению с вами. Может показаться, что делать так — абсурдно: коллеги все поняли на практике (они же с вами работают!), а вы себя уже изучили достаточно. «Вовсе нет, — уверена коуч, автор подкаста и тг-канала «Ковалева слушает», сооснователь контент-бюро «Шторм» Анна Ковалева. — Инструкции подсвечивают очень много слепых зон и для окружающих, и для самого человека, причем неважно, сотрудник только пришел в новый коллектив или несколько лет работает на одном месте. С помощью текста мы начинаем осознаннее относиться к своим мотивациям и часто формулируем навыки и убеждения, которые могли определять нас годами — а мы недостаточно опирались на них в работе и коммуникации с окружающими».
Какая практическая польза у инструкций?
«Сотрудники, которые хотят продвигаться по карьерной лестнице, могут внимательно читать инструкции к себе коллег и руководителей — и гораздо эффективнее строить свой карьерный трек, — продолжает Анна. — В моей инструкции к себе написано, что я не люблю созваниваться, и прошу все, что можно решить текстом, решать текстом. А если не обойтись без встречи один на один, то важно договариваться заранее, ставить мне приглашение в календарь и приходить с конкретной аджендой. Этот пункт (про который, конечно, знает моя команда — мы все в «Шторме» обменялись инструкциями) здорово освобождает от пустых звонков. И человек, которому действительно от меня что-то нужно, придет с конкретным вопросом, сократив и свое, и мое время.
Еще у меня в инструкции есть блок про мои суперсилы — задачи и ситуации, с которыми я особенно хорошо справляюсь. В таком ключе сформулированные инструкции к себе помогают людям быстрее ориентироваться в команде — кто за что отвечает, кто с чем может помочь.
В завершение я пишу о своих ценностях в работе: что делать, если вам нравятся или не нравятся ваши задачи, что я против переработок и, например, что ко мне очень важно приходить с контекстом. Ценностная сонастройка снимает много психологического напряжения у сотрудников — люди, условно, понимают, что не обязательно отвечать на мои сообщения в выходные и не испытывают из-за этого чувства вины».
Как написать инструкцию к себе?
Проще всего скачать готовый шаблон и заполнить своими ответами — такие шаблоны есть в каналах Дарьи и Анны. Но можно писать и с нуля — главное потом перечитать и подумать, выглядит ли инструкция понятной и исчерпывающей. Документ можно структурировать по темам:
1. Коммуникация.
– Предпочитаете вы звонки или сообщения?
– В каких ситуациях тот или иной медиум работает лучше и почему?
– Есть ли у вас ограничения по длительности встреч?
2. Дедлайны, опоздания
– Предпочитаете вы гибкие дедлайны или четкие?
– Насколько заранее вы должны узнавать о переносе сроков и насколько заранее сообщаете об этом сами?
– Что считается допустимой задержкой, а что — срывом дедлайна?
3. Вовлечение в процесс и микроменеджмент
– Насколько вам важно держать перед глазами роадмап проекта — или вы хотите делать свои задачи, по необходимости запрашивая информацию у других департаментов, но не слишком погружаясь в их детали?
– Как часто вы хотели бы получать и предоставлять статусы по общим проектам?
– Что для окружающих будет сигналом, что вас нужно тегнуть и отметить по задаче лишний раз?
– В каком виде (презентация, сообщение, общий электронный органайзер) вам удобно получать напоминания и апдейты по проектам?
– Как часто и в каком формате вы даете и хотели бы давать и принимать обратную связь?
4. Ценности и принципы
– Насколько для вас важно понимать ценность того или иного проекта в рамках компании, чувствовать причастность к big idea?
– Что мотивирует и демотивирует вас в работе?
– Что для вас как для сотрудника / руководителя означает развитие?
Инструкция готова. Нужно просто отправить ее в общий чат?
«А вот так делать не стоит, — подчеркивает Анна. — Лучше всего инструкции работают в паре с коучинговой фасилитацией, когда каждый участник команды подробнее объясняет пункты из инструкции. Инструкция ведь не только отвечает на вопросы, но и подталкивает к новым: как быть, если твое поведение противоречит пожеланию коллеги? Что делать, если наоборот — окружающие не согласны с твоей инструкцией? Коуч или HR-консультант помогает коллективу лучше сонастроиться.
Но и если команда обсуждает инструкции без внешней фасилитации, важно помнить, что это не ультимативный инструмент. Когда инструкции людей из одного департамента радикально не совпадают (один просит не записывать голосовые по работе, а другой только так может точно сформулировать мысли), нужно передоговариваться и искать компромиссы, а не указывать кому-то на «неправильный» стиль работы. Еще важно, что инструкция к себе — это двусторонняя история. Коллектив делает для себя, руководитель делает для себя, и это все обсуждается, потому что без диалога инструкции ограничивают, а не укрепляют команду».