— Валерия, как строится ваш типичный день?
— Мой день всегда начинается с дочери: она просыпается, и мы проводим утро вместе — завтракаем, собираемся в сад. Мои будни всегда разные: иногда это работа за компьютером, иногда — поездки в шоурумы, галереи или магазины для заказчиков. Бывают дни съемок, интервью, встреч с командой и планерок. Сейчас я особенно ценю время, проведенное наедине с собой и близкими, поэтому вечера провожу дома — на мероприятия сил уже не хватает. По выходным стараюсь проводить время с любимыми подругами, родителями, тетей и бабушкой. Очень радуюсь, когда они приезжают к нам в гости на обед.
— Как вы поняли, что хотите сосредоточиться на визуальной культуре?
— Изначально мне хотелось в простой и красивой форме показать своим подписчикам, как я живу и как строю быт с точки зрения декоратора. Во время пандемии, когда мы стали больше времени проводить дома, я начала уделять особое внимание деталям: каждый день готовила, сервировала стол, покупала красивые предметы интерьера и винтажную посуду. Это стало моим способом отвлечься и найти радость в повседневных моментах. Постепенно в соцсетях стало прибавляться подписчиков, люди начали спрашивать: где покупать, как выбирать и добавлять эстетику в повседневную жизнь?
Позже я стала работать директором по эстетике в Lucky Group: мы открывали рестораны один за другим, а параллельно я занималась частными проектами — оформлением квартир и домов. Когда я забеременела, появилось желание создать что-то свое, любимое — проект, который можно будет совмещать с материнством. Так вместе с подругой и партнером Леной Симоновой мы решили запустить авторский курс. Мы сделали его с красивыми съемками, списками магазинов и брендов, а также полезной информацией. Курс разделили на два направления: Home — для любителей, и Business — для тех, кто профессионально занимается декорированием. А спустя два года выпустили курс Visual Culture, посвященный визуальной культуре XX века. Это уникальный продукт, который охватывает ключевые аспекты визуальной эстетики: архитектуру, дизайн, искусство, кинематограф.
— В чем вы видите основную миссию этого проекта?
— Наше желание предельно простое: мы стремимся к тому, чтобы уровень эстетики в нашей стране неуклонно рос. Если мы можем хотя бы немного этому поспособствовать, значит, движемся в правильном направлении. Грамотное и тонкое переосмысление своего наследия — не просто задача, а необходимость.
— Почему, на ваш взгляд, в эпоху глобальной нестабильности особенно важно уделять внимание красоте и эстетике?
— Нахождение в моменте и внимание к простым бытовым делам помогают заземляться и справляться с тревогой. В этом смысле обращение к эстетике и красоте имеет глубокий резонанс. Это не только успокаивает, но и дает внутреннюю опору. Даже простое действие, например, сервировка стола, погружает нас в состояние «здесь и сейчас», в своего рода медитацию. Мы выбираем любимые предметы, создаем вокруг себя красоту и наслаждаемся этим — результат заметен и на нашей психике. Именно в периоды потрясений и нестабильности особенно важно обращать взгляд внутрь себя, замечать красоту в повседневном и стремиться к эстетике. Это становится якорем, который помогает сохранять равновесие.
— Вы учились в Оксфорде, Нью-Йорке и Москве. Как ваше образование в разных странах повлияло на вашу профессиональную деятельность?
— Образование в разных странах и опыт, который я получила, значительно расширили мой кругозор. Путешествия и учеба в новых местах делают нас более мобильными и гибкими. Для меня это стало не только способом взглянуть на мир иначе, но и возможностью выучить английский язык в совершенстве. Хотя сейчас мне не так часто удается на нем разговаривать, я уверена в своем уровне и продолжаю владеть языком очень хорошо. Что касается моей профессии, она стала результатом всего моего жизненного пути — того, кем я была и чем занималась до этого. Интересно, что профессионально заниматься декораторской и дизайнерской деятельностью я начала достаточно поздно, в 28 лет. До этого момента я словно копила внутренний багаж, который в итоге нашел выход в том, чем я занимаюсь сейчас.
Связано ли это с моим образованием? Не уверена. По диплому я политолог, окончила факультет политологии в Высшей школе экономики, что, на первый взгляд, совсем не имеет отношения к дизайну. Но, так или иначе, каждый этап моего пути привел меня к тому, что я делаю сегодня, и я искренне благодарна за этот опыт.
— Как эстетическое образование может повлиять на качество жизни? Может ли оно изменить восприятие мира?
— Когда мы говорим об эстетике, это нечто большее, чем то, что можно выразить через формальные определения или выучить по учебникам. Эстетика — это про внутреннее, очень тонкое ощущение мира, умение видеть и чувствовать взаимодействие предметов, их сочетания и гармонию. Конечно, мы можем учиться у экспертов и профессионалов, чьим вкусом восхищаемся, но в основе этого всегда лежит внутренний поиск и путь.
Эстетика меняет качество жизни. Когда мы начинаем обращать внимание на детали, применять это в быту, даже самые простые действия обретают особый смысл. Например, вечером мы моем посуду не потому, что надо, а потому что это часть порядка и красоты вокруг. Или достаем любимую чашку, чтобы налить в нее утренний кофе, — и этот ритуал наполняет день уютом и радостью. Такие детали не только украшают жизнь, но и расширяют наше восприятие мира. Они учат нас наблюдать, находить красоту в моменте и по-настоящему быть здесь и сейчас. А это, пожалуй, одно из самых важных умений.
— Можно ли развить чувство стиля или это врожденное качество? С чего начать тем, кто хочет усовершенствовать свой вкус?
— Для кого-то эстетическое чутье — это врожденное качество, которое он совершенствует на протяжении жизни. Такие люди выделяются своей работой, и мы видим, как они делают ее на высшем уровне, не оставляя сомнений в том, что это настоящий талант. Для других же это склонность, которую можно развивать трудом, упорством и наблюдательностью. И в том, и в другом случае результат может быть одинаково впечатляющим — главное, чтобы было желание и стремление развиваться.
Что касается нашей страны, то мы только начинаем путь становления вкуса. Исторически на этом пути было много препятствий, связанных с правилами и ограничениями, но также и с глубокими духовными традициями. В Европе эстетика передавалась из поколения в поколение, становясь частью культуры и быта, и, возможно, поэтому нам проще наблюдать за европейскими дизайнерами и инфлюенсерами. Однако важно не забывать о своем наследии — оно тоже может стать основой для поиска уникальной эстетики. Ключ к развитию вкуса — это наблюдение. Нужно изучать людей, которые вам нравятся, их быт, работу, стиль, а также анализировать свои предпочтения: что вам близко, что вызывает отклик, как это можно применить в своей жизни. Кроме того, важно погружаться в художественный мир, читать альбомы, слушать лекции, посещать музеи, театры и балет. Это помогает не только вдохновляться, но и обогащать себя, расширяя горизонты и наслаждаясь красотой.
— Какие советы вы можете дать тем, кто хочет каждый день создавать эстетичную сервировку дома?
— Чтобы создать красивую сервировку дома, не нужно много времени или сложных деталей. Достаточно базового набора. Для начала можно использовать простые красивые белые тарелки, качественный текстиль — хлопковый или льняной, и добавить немного серебряных или металлических приборов для сервировки. Это могут быть как обычные столовые приборы, так и чайники, кофейники, сахарницы. И, конечно, свежие цветы в доме — они всегда добавляют уюта и элегантности.
— Как достичь баланса между эстетикой и функциональностью в повседневной жизни и интерьере?
— На самом деле, этот вопрос с одной стороны простой, а с другой — достаточно сложный, потому что все упирается в систему хранения. Очень важно, чтобы в доме или квартире было предусмотрено пространство для хранения. Это может быть отдельная комната, большая гардеробная или просторные шкафы, куда можно убрать все вещи. Тогда интерьер будет выглядеть чистым и упорядоченным. Здорово, когда вещи не лежат на поверхности и не создают визуальный шум. В остальном, мне кажется, что эстетика и функциональность могут прекрасно сочетаться и не являются проблемой, если правильно организовать пространство.
— Где вы черпаете вдохновение для своих проектов? Это искусство, мода, архитектура или что-то другое? Какие произведения вы бы порекомендовали для развития насмотренности?
— Мне кажется, что вдохновение часто приходит изнутри, из нашего бессознательного, воображения и души. Мы можем черпать идеи из глубины себя, и когда появляется новый проект, все эти способы получения вдохновения сходятся. Это что-то внутреннее, что рождается из самого проекта, его исходных данных и условий. Дальше помогают визуальные образы, которые можно найти в моде, искусстве и архитектуре. Эти образы часто хаотичны, и они начинают формировать воображение. Затем я расписываю детали, которые я вижу, например, в интерьере или в любом другом проекте. Все наслоится, как на елке: сначала мы вешаем огоньки, потом распределяем игрушки по ярусам, а на вершину ставим звезду или бантик. Так и происходит процесс создания.
Что касается конкретных примеров, то их слишком много, и сложно выбрать, с чего начать. Но всегда помогают альбомы по искусству, колористике, дизайну тканей, национальным орнаментам — этих материалов много в разных издательствах. Нужно просто поискать и выбрать то, что ближе именно вам.
— Какие стилистические направления вы считаете актуальными в 2025 году? Будет ли возвращение к минимализму или, напротив, более нарядным формам?
— Я немного скептически отношусь к трендам и направлениям, потому что они в основном создаются агентствами, которым выгодно продвигать такие идеи, и это больше связано с маркетингом. Я никогда не работаю с трендами, я предпочитаю вечную классику. Считаю, что классика существует, и к ней всегда можно добавить что-то новое, если, конечно, это откликается клиенту. Если говорить о трендах, можно добавить что-то одно, чтобы оно гармонично сочеталось, но в целом важно, чтобы все было выполнено качественно. Будь то минимализм или более нарядные формы — главное, чтобы это было сделано хорошо.
— Как будете праздновать Новый год? Вы уже сформулировали для себя цели на следующий год?
— Я в этом плане консерватор и предпочитаю встречать Новый год в кругу семьи, дома. Все достаточно просто, главное — чтобы рядом были любимые, близкие люди. Праздничное настроение создают именно они. Конечно, это всегда красивый нарядный ужин, бокалы с шампанским и десерт после боя курантов. В будущем году я бы хотела больше времени уделять себе, своему внутреннему миру, духовным потребностям и семье. Что касается профессиональной деятельности, то, конечно, хочется интересных, новых и масштабных проектов. Надеюсь, что все это сбудется в Новом году.