— Как выглядит ваш день?
— Я просыпаюсь рано, но все равно позже, чем хотелось бы. Если будильник стоит на 7 утра — то раскачаюсь к 7:30. Три раза в неделю день начинается с силовых, функциональных тренировок. Господь, спасибо, что спортзал находится прямо в моем доме! (смеется) Это экономит время и добавляет мотивации.
В большинстве случаев я завтракаю дома. Раньше в моем холодильнике вешалась мышь, а сейчас наоборот — чувствую себя некомфортно, если приходится выходить куда-то на завтрак. Мне нравится начинать утро расслабленно: сварить себе яичко, сделать тостик и полчасика спокойно ими насладиться. Эта привычка появилась у меня с прошлого года, когда я усиленно следила за питанием перед свадьбой. Считать калории в ресторанах практически невозможно.
Большая часть моего дня проходит в офисе, но и там я стараюсь не засиживаться. Около трех раз в неделю у меня бывают встречи в городе. Мне нравится назначать их в таких местах, куда бы я хотела сходить и без повода. В течение дня или вечером могут быть светские мероприятия, а часов в 12 ночи я оказываюсь дома.
Москва очень дисциплинирует в плане режима: либо ты четко распределяешь время, либо все твои дела катятся к чертям. Конечно, бывает тяжело, поэтому я люблю выходные. Для меня это святое и только мое время, по работе меня никто не дергает. Я могу сходить в TEKSTURA или остаться дома. Квартира меня заряжает, мне нравится находиться здесь и заниматься разной ерундой — например, недавно я разбирала старые «полароиды». Более медитативное занятие сложно придумать.
Топ Aeron, юбка STUDIO 29, слиперы Le Monde Béryl, серьги Joanna Laura Constantine
— Как удалось так выстроить процессы, что выходные разгружены от работы?
— Так исторически сложилось. Понятно, что бывают выходные, на которые назначаются неотложные мероприятия, это неизбежно, но в большинстве случаев суббота и воскресенье принадлежат мне. Думаю, это и про обозначение личных границ. Я буквально на днях жаловалась Алине [Чичиной], что ничего не успеваю. А она говорит: «Саш, но ты же сама согласилась, сама подписывалась на эти активности. Если хочешь отдохнуть — откажись от чего-то». Так вот на выходные я просто ни на что не соглашаюсь.
Пандемия сильно укрепила неприкосновенность отдыха. Плюс сейчас мы перестроили процессы в команде — я всегда на связи, но мониторить чаты 24/7 уже не нужно.
— Невозможно об этом с вами не поговорить: существует стереотип, что работать с близкими, любимыми людьми строго-настрого нельзя. Как вам удается это делать?
— Мне кажется, что это как раз стереотип. На любую ситуацию можно смотреть с разных углов. Для кого-то работа с близкими действительно будет трудной, но я вижу в таком взаимодействии очень много плюсов, сил и энергии. Есть такая фраза: «Нам есть что беречь». Так вот нам с Женей (Евгений Давыдов — муж Саши, со-основатель агентства SETTERS — Прим.ред.) и с Алиной (Алина Чичина — подруга Саши, со-основательница агентства SETTERS и wellness-бренда re-feel — Прим.ред.) есть что беречь. В ситуации, когда кто-то мог бы включить агрессию или всех послать, мы относимся друг к другу бережно. Между нами совершенно иной уровень доверия. Я часто об этом говорю — мне приятно, что мы антистереотип. Если наш кейс дал кому-то больше свободы в выборе деловых партнеров, то я очень рада.
Кардиган rus, юбка rus, мюли Erika Cavallini, сумка Coperni, серьги Joanna Laura Constantine
— Если говорить о конфликтах, какой у вас алгоритм бережного разрешения сложных ситуаций?
— Во-первых, если нависает напряжение, это невозможно скрыть. Как только возникает ощущение теншена, кто-нибудь обязательно скажет: «Ну-ка, что не так, давай говори». Нам удалось создать такую безопасную атмосферу, где можно быть любым: недовольным, счастливым, радостным. Главное, не дать конфликту спрятаться где-то внутри.
Второе обязательное правило: по возможности решить все в оффлайне. Если мы в одном городе, то мы сразу встречаемся, но так как обычно мы в разных городах, то тут же звоним. Важно не решать конфликты письменно. Каждый по-своему считает эмоциональный посыл. Плюс текст — это просто долго: ты сидишь, нервничаешь, смотришь на вот это «печатает…» — в итоге то, что можно решить за 5 минут, решается за 45.
Кроме обсуждения с глазу на глаз, в трудных ситуациях помогают суперчестность и очень уважительное отношение друг к другу — никто никогда не переходит на личности. Другое важное качество для решения конфликтов — эмпатичность. Иногда думаешь: «Ну вот как можно было сделать так?». Но если ты готов выслушать человека и понять его логическую цепочку, то можно найти смысл и в чужих действиях.
— В таком варианте с близкими работать легче? Условно, им можно сказать «я же вижу, что ты чем-то недоволен, рассказывай!»?
— Не могу сказать, что близким такое легко говорить, а незнакомым — трудно. Иногда же наоборот проще быть откровенным с чужими людьми. Мне кажется, то, как мы сейчас общаемся друг с другом, — это результат ежедневной работы над собой и коммуникациями. Конечно, так было не всегда, мы часто молчали, боялись обидеть, терпели, но в итоге повзрослели и прокачали эмоциональный интеллект.
В нашей команде существует формат абсолютной честности. Причем он поддерживается и через HR-инструменты. Например, у каждого сотрудника регулярно бывают созвоны, где в очень доверительной атмосфере человек может поделиться своими переживаниями, рассказать, что его не устраивает. Такой прием позволяет оперативно фиксить процессы. А в проектных командах мы всегда устраиваем ретроспективу, чтобы обсудить, что пошло не так и как этого можно избежать в дальнейшем.
Когда в самом начале мы обозначали ценности SETTERS, среди них была честность. Мы сделали многое для того, чтобы этот подход и правда работал, а не только был на словах. Невозможно за один раз решить, что мы все резко становимся честными, внедрение этой ценности — длинный путь, причем и через личный пример тоже.
Рубашка LOULOU STUDIO, юбка Azalie, балетки STUDIO 29, сумка AESTHER EKME, серьги Lebrand
— А что эта честность дает в конечном результате для бизнеса?
— Экономит очень много времени. Тебе не нужно выдумывать, сочинять, скрывать. Честность — это короткий путь. А когда ты экономишь время, то быстрее доходишь до результата.
Важно понимать, что мы имеем в виду адекватную честность, не радикальную. Честно ли сказать «ты так тупишь сегодня!»? Да. Но это грубо и неприятно. Мы строим в команде чувство доверия и прозрачность. Я знаю, что если буду косячить, мне об этом скажут. И, наоборот, похвалят, если буду молодцом. Поэтому я могу рассчитывать, что мне помогут do my best.
В нашей индустрии часто бывает, что в глаза тебе говорят: «Да-да, все очень красиво», — а при этом думают: «Какая же фигня». В итоге все вроде как довольны, а результат — ужасный. Почему я иногда чувствую себя занозой? Мне просто очень хочется дать фидбек, не потому что я противная, а потому что я искренне желаю команде стать лучше.
— Как бы вы охарактеризовали себя как руководителя?
— Всю свою предпринимательскую карьеру я стараюсь быть тем боссом, с которым сама хотела бы работать. У меня не все получается и я не всегда супер. Но, когда мне нужно принять решение или разрешить ситуацию, я стараюсь мыслить с позиции сотрудника, думать, как ему было бы комфортнее. Такой формат помогает развивать в себе эмпатию.
Из последнего путешествия я привезла новую фразу «мы все на high energy». Это был первый рабочий день после отпуска, я прям чувствовала, как меня прет, как я счастлива быть на созвонах, и сказала ребятам: «У меня сегодня какая-то high energy». С тех пор мы шутим: «Без high energy никто на встречу не идет!» Так вот, как руководитель, я всегда мыслю с позиции «каким образом я могу дать человеку больше энергии?». Если я на него наору? Ну вряд ли. А вот если мы вместе сядем и за 15 минут разберем ситуацию, найдем и плохое, и хорошее, то шанс сгенерировать воодушевление гораздо выше.
Платье Aeron, мюли Le Monde Béryl, серьги Joanna Laura Constantine
— Наверняка есть люди, которые таким ласковым подходом могут воспользоваться?
— Такие будут всегда, и у меня тоже были. Как нащупать грань? Ты по-человечески это почувствуешь. Хотя все и говорят, что рабочее и личное надо разделять, но я считаю, что это невозможно: сейчас работа — это часть тебя. Поэтому мне важно сохранять человечность и не идти на компромиссы со своими ценностями.
Бояться конфликов и дискоммуникаций — значит не работать в команде. Оградить и уберечь себя от такого невозможно — лучше инвестировать эту энергию в эмоциональную стойкость. Пытаться для всех быть хорошим — провальная стратегия. К тому же иногда люди пользуются мягким подходом неосознанно. Бывает, что стоит дать честный фидбек, который раскроет человеку глаза.
Момент, когда хочется всех послать и хлопнуть дверью, — это как раз тот момент, когда надо остановиться, подышать и понять, в чем дело. Многие люди не готовы инвестировать свое время в решение проблемы, им проще развернуться и уйти, а это самое простое и часто самое глупое решение.
— Давайте обсудим high energy. Когда я только зашла в студию, то сразу зарядилась от вас этой энергией. Для меня, как для человека довольно флегматичного, это магический процесс…
— Мне кажется, что флегматичные люди меня не любят. (смеется)
— Устают?
— Иногда моя энергия кого-то бесит, кто-то ее не понимает, кого-то она отталкивает.
Платье Aeron, мюли Le Monde Béryl, серьги Joanna Laura Constantine
— Меня наоборот восхищает такая способность делиться настроением. Эта особенность характера есть с рождения или ее можно развивать?
— Думаю, это сочетание одного и другого. Конечно, характер, который заложен в тебя изначально, играет важную роль. Дальше на него все наслаивается: семья, окружение, атмосфера, в которой ты растешь, а еще умение со своей энергией работать. Раньше я этого не понимала, была как заполненное ведро, из которого все расплескивается. Я не всегда такая, какой вы видите меня сегодня на съемке, иногда я могу социофобушкой сидеть дома, чтобы меня никто не трогал.
К тому же моя энергия всегда отражается от других людей — если бы вы сейчас были на low energy, я бы вас не раскачала. Но вы тоже классные и легкие, поэтому получился match. В большинстве случаев мне попадаются именно такие команды. Но бывает забавно, когда случается полный противовес. В такие моменты я отключаю все эмоции и просто делаю свое дело.
— А что помогает выбраться из моментов, когда энергии нет?
— Я в них в целом не бываю долго. Здесь снова важно хорошо себя знать. Раньше, когда меня накрывало плохое настроение, я начинала паниковать, мне казалось, что это на всю жизнь. В основном потому что происходили слишком резкие перепады. Со временем я изучила этот график дофаминовых ям и приняла периоды, когда не хочется прыгать и плясать. Использую это время, чтобы отдохнуть и набраться сил, как айфон в режиме энергосбережения.
Рубашка STUDIO 29, бра Aeron, джинсы DARKPARK, кеды «Два Мяча», серьги Lebrand, печатка Gohar, кольцо Gohar, очки TOL Eyewear
— Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы сейчас добиться успеха в креативной индустрии?
— Мне кажется, что интерес как раз в том, какие мы разные. В смешении взглядов на жизнь, на мир, на проекты рождается что-то уникальное. На стыке эмоций, экспертизы, опыта, характера появляется что-то контрастное, яркое — это интересно. Есть, конечно, набор базовых принципов, но он скорее про рабочую этику, вежливость, взаимоуважение.
А еще, моя школьная учительница английского всегда говорила: «Саша, к изучению языка нужно подходить добросовестно». Вот эта добросовестность, отдача, труд для меня очень важны.
Хочется, чтобы люди были любознательны к миру и друг другу, сохраняли гибкий ум. Потому что жить в одной парадигме тяжело, особенно сейчас.
— А как сохранить холодную голову во время кризисных моментов в бизнесе и жизни?
— Это умение приходит с опытом. У каждого в жизни были ситуации, в которых решения принимались резко, на панике. И были моменты, когда удавалось найти выход с холодной головой. Можно их наглядно сравнить — почти всегда решения, принятые обдуманно, удачнее. Я для себя приняла, что иногда надо взять паузу, — это не потеря времени, а более осознанный подход. Конечно, кажется, что это правда жизни, которая известна всем, но постичь ее можно, только столкнувшись с ситуацией. Можно прочесть миллион книг про бизнес или управление, но полученные знания так и останутся теорией до момента, когда их нужно будет применить на практике.
И даже если мне хочется запаниковать, Женя помогает мне держать себя в руках — классно, когда у тебя есть возможность не полагаться только на свое мнение, но и решать проблемы коллегиально.
Рубашка Azalie, юбка Azalie, майка LOULOU STUDIO, туфли Le Monde Béryl, сумка HEREU
— Как со-основательница велнес-проекта, расскажите о своих ритуалах.
— Они вполне классические. Стакан воды утром, сбалансированное питание, которое я стараюсь поддерживать. Я не могу сказать, что у меня всегда был правильный подход к себе, я долго откладывала внедрение полезных привычек, но когда сама увидела результат, сделала их частью своей рутины.
Я стараюсь популяризировать здоровое отношение к спорту: движение — это норма, а не преодоление и геройство. Как говорит мой тренер Даша: «Тело человека было создано для движения». К спорту не нужно относиться как к надрыву, потому что все, что делается с преодолением, очень недолговечно, мотивация быстро проходит. Еще один важный элемент велнеса — сон. Это говорю вам я, человек с полностью сбитым режимом. (смеется) Недавно услышала хорошую фразу: «Сон — это новый кофе». И действительно, может, мы будем меньше пить американо и просто поспим?
Я невероятный адепт массажа, считаю, что он поддерживает и тело, и разум в тонусе. А еще это приятный способ провести время с собой.
Ну и, естественно, я регулярно борюсь с экранным временем. Сводить его к нулю, конечно, утопия, мы должны принять, что соцсети стали частью нашей жизни и работы. Но мы точно можем сделать это время более структурированным.
Из других велнес практик: я недавно увлеклась пилатесом и поразилась, как же это круто. Мне казалось, что это какая-то медленная зарядка, но когда я ушла с первой тренировки на трясущихся ногах… Опять-таки здорово, что спорт может быть не быстрым, а спокойным.
— А что насчет медитативных практик?
— Мне нравилось медитировать. Но сейчас мне не хватает усидчивости, времени, да и на самом деле… я просто не хочу. Мы часто ищем отговорки, когда глобально просто не хотим. А для меня велнес — это все, что идет в удовольствие, даже если удовольствие — залипнуть в телефоне на час.
Благодарим пространство LOBBY Moscow за помощь в проведении съемки.