— Ксения, у вас очень яркий узнаваемый стиль — это буквально ваша визитная карточка. Но ведь так было не всегда?
— Да, были времена, когда я ходила в кроссовках на танкетке, балетках — тренды мгновенно оказывались у меня в гардеробе. Я была настолько поглощена шопингом, что скупала все, что носили популярные инфлюенсеры: брала без раздумий, даже если это совершенно не сочеталось между собой. Оливия Палермо, Леандра Медин до ее великого преображения — это были мои ориентиры. Главное было — успеть за трендами, поймать модный ветер.
Но со временем я почувствовала потребность в переменах, мне захотелось сформировать свой уникальный стиль. Я начала смотреть старые фильмы, влюбляться в силуэты прошлого. Конечно, это может показаться банальным, но Грейс Келли всегда была в моем топ-10 фаворитов по стилю. Она и Лорен Хаттон — вот мои кумиры. Мне очень помогла чистка инфополя. Я стала отписываться от больших инфлюенсеров и подписываться на классных нью-йоркских персонажей. Нью-Йорк и Лондон — особенные для меня города в плане моды, не похожие ни на что другое. Милан, конечно, тоже важен, но нью-йоркская уличная мода стала для меня настоящим вдохновением.
Я начала находить неочевидные бренды и заказывать вещи из маленьких магазинчиков, о которых никто не знал. Это было время, когда я постепенно формировала свои модные маршруты, скрытые от глаз большинства. Да, сейчас стало сложнее находить такие уникальные места, но я по-прежнему стараюсь. Путешествуя, я избегаю крупных шопинг-центров, хотя и такое бывает (смеется). Но больше всего меня привлекают маленькие магазинчики, где никто не ожидает найти что-то стоящее.
— Ваш стиль формировался постепенно?
— Меня быстро перестали вдохновлять одинаково одетые инфлюенсеры — тянуло к тем, кто выделяется на общем фоне, кто умеет выразить свою сущность через одежду. И мне хотелось делать то же самое — создавать что-то уникальное, свое. Друзья часто шутят, что я родилась «старой душой» — мне нравится все, что связано с прошлым: библиотечные интерьеры, старые киношные декорации, музыка середины прошлого века — в этом есть особая магия.
Для меня фильм «Служебный роман» всегда был эталоном, как и образ Людмилы Прокофьевны — в нем я нахожу отражение себя. Я хотела стать частью этой истории, быть героиней, словно сошедшей с экрана. Искала способы создать этот образ в реальной жизни, хотя понимала, что сегодня такое встречается нечасто. В миланских антикварных лавках, где обычно закупаются пожилые дамы, я наткнулась на идеальные винтажные жакеты. Иногда даже не могла объяснить, откуда они, потому что это не был привычный люксовый винтаж — никаких бирок, просто уникальные вещи с историей, которая тянется сквозь десятилетия.
— Поиск чего-то особенного и сейчас вас вдохновляет?
— Я всегда нахожусь в поиске чего-то нишевого, меня привлекает уникальность. Да, большая часть моего гардероба состоит из вещей Prada и Miu Miu. Эти бренды ближе всего к моей эстетике, ведь не так много крупных модных домов работает в этой стилистике, — современная мода диктует совсем другие каноны, и я это прекрасно понимаю.
Знаете бренд Midinette? Если зайти на его сайт или в соцсети, может показаться, что это обычная барахолка — визуальная катастрофа, которая не вписывается ни в какие рамки. Но среди этого хаоса можно найти поистине невероятные вещи — платья в духе семидесятых, костюмы, которые выглядят словно из другой эпохи. Это просто фантастика! Иногда они миксуются с люксовыми брендами, и получается удивительный результат. Магазины Midinette можно найти по всей Италии — во Флоренции, Милане. Но при этом бренд почти никто не знает, даже несмотря на расположение его пространств в туристических районах. Например, в Милане один из магазинов находится недалеко от знаменитой улицы Corso Como. И все же у него пока нет широкой известности. Но, думаю, это вопрос времени — у бренда, несомненно, большое будущее.
Мне очень импонирует, что в последнее время многие локальные бренды тоже начинают улавливать мой вайб. Например, недавняя коллекция SANCHY была посвящена шестидесятым — это тысяча и одно попадание в мои представления о красоте и стиле. Я всегда в поиске идеального приталенного жакета — это мой любимый элемент одежды, и я постоянно мониторю ритейлеров и магазины в поисках нужной модели.
— Как вы видите будущее модной индустрии в России?
— Мне кажется, что у нас сейчас очень хорошо развивается сегмент middle-up. Это не коллекционная история, здесь нет особого мастерства в пошиве или дизайне, но это классные базовые вещи, которые можно носить каждый день, и даже на выход не стыдно в них появиться. Конечно, масс-маркет по-прежнему играет свою роль на рынке, но сейчас мы наблюдаем рост интереса к сегментам, которые находятся между масс-маркетом и люксом. Бренды, такие как 12Storeez, прекрасно вписываются в эту нишу. Люди готовы отдавать пятьдесят тысяч рублей за комплект, и это оптимальная цена, которая работает. С каждым годом появляется все больше брендов в этом сегменте, что говорит о растущем спросе. Люди становятся более избирательными в своих покупках, и это, в свою очередь, создает возможности для развития.
Однако мне обидно, что у нас не развивается рынок люкса. Я до сих пор большой фанат Ульяны Сергеенко, не только потому что это гениальный российский бизнес, но и потому что на таком уровне у нас мало кто шьет и моделирует. Причин несколько. Во-первых, покупательский спрос в сегменте люкса, похоже, падает. Мы видим, что происходит даже на Западе: люди не готовы платить пятьсот тысяч рублей за платье. Во-вторых, кадры. У нас немного специалистов, готовых работать на таком высоком уровне. Это похоже на кризис, и, мне кажется, эти два фактора взаимосвязаны. Например, когда я планирую пойти на какое-то красивое мероприятие в дорогом вечернем платье, я все равно обращаюсь к западным брендам, потому что не нахожу здесь ни одного, кто подошел бы мне по стилю.
— Ксения, в какой момент у вас появился интерес к светской журналистике?
— Я с детства тяготела к этой профессии, вырезала статьи из западных журналов, делала коллажи — мода всегда присутствовала в моей жизни. Мирослава Дума была моим главным кумиром в России — я считала и до сих пор считаю, что никого круче в этой сфере нет. Когда в Buro24/7 освободилась позиция редактора светской хроники, я поняла: это знак. Мне всегда нравились истории о светской жизни, все эти ужины в Нью-Йорке, я любила общение — работа в светской хронике оказалась идеальным местом меня. Так все и сложилось.
— Сегодня именно вы задаете тренды в светской жизни. Как организовать ивент, на который все придут?
— Для меня самое важное — это люди, то есть правильный гест-лист дает уже 80% успеха. Все остальное — детали. Конечно, если говорить об идеальном мероприятии, то локация тоже имеет огромное значение. Я всегда выступаю за новизну, потому что не хочется устраивать ивенты в одном и том же месте, даже если оно очень красивое и стильное. Люди быстро устают от повторов, им становится неинтересно, и они просто перестают приходить. Но с другой стороны, в Москве действительно кризис с локациями. Именно поэтому многие бренды проводят мероприятия по нескольку раз на одних и тех же площадках — просто потому что других достойных мест не так уж много. При этом важен не только интерьер, но и расположение. Никто не хочет тратить время на дорогу. У всех плотные графики, поэтому люди предпочитают быстро доехать и быстро уехать. Это нормально и понятно.
Ну и, конечно, наполнение мероприятия — тоже ключевой момент. Гости не должны скучать на ивенте: нужна содержательная часть, которая запомнится и принесет им пользу. Это не обязательно должна быть лекция или мастер-класс, но важно, чтобы у гостей остались впечатления и какая-то ценная информация. Разумеется, бренд играет огромную роль в успехе светских мероприятий. Привлечь классную аудиторию сложно, если бренд малоизвестен или сам по себе не интересен. Вес бренда действительно определяет многое в таких мероприятиях.
— Вы умеете профессионально выстраивать коммуникацию, легко находите общий язык с людьми. Это врожденный талант или приобретенное качество?
— Скажу так: я не то чтобы фанат общения. На самом деле я, вероятно, по своей сути интроверт — скрытый интроверт, если можно так сказать. Для меня идеальная жизнь в том, чтобы вечером вернуться домой и провести время в тишине с близкими. Наверное, это еще и потому что я очень много говорю в течение дня.
Честно говоря, я очень выборочна в общении, и многие это понимают. Меня скорее интересует возможность выстраивать связи между людьми, между продуктом и человеком. Возможно, это звучит цинично, но я предпочитаю заниматься формированием комьюнити, чем углубляться в дружеские отношения, потому что на самом деле невозможно дружить со всеми, это очевидно.
Знаете, ко мне часто приходят бренды за консультацией: «Кто наш герой?» Но потом я вижу, что они выбирают совершенно неподходящих людей. Понимаете, эти герои могут быть классными сами по себе, но они вообще не мэтчатся с брендом. Для меня это важно. Как человек, который погружен в эту сферу, и как потребитель, я заинтересована не только в том, что продают бренды, но и в том, что происходит вокруг них: с их продуктами, дизайном и всем, что они формируют. Именно поэтому я выступаю за то, чтобы классные бренды организовывали ивенты. Это не просто трата бюджета ради хроники, а создание определенного вайба вокруг себя. Важно также, какой сторителлинг они предлагают, какое комьюнити их окружает.
— Бывает, что устаете от общения? Случается выгорание?
— Я получаю такое удовольствие от своей работы, что никакое выгорание мне не грозит. Но сейчас октябрь — давайте вернемся к этому разговору в конце декабря (смеется)!
— А когда все-таки нужно восстановиться, что делаете?
— Отправляюсь в путешествие! Я предпочитаю активный отдых, лежать на пляже — это не про меня. Смена обстановки, картинки и окружения критически важна для меня. В конце октября я собираюсь провести две недели в Японии — специально расчистила график, потому что поняла, что перед поездкой мне нужно взять паузу, чтобы привести себя в порядок. Я всегда отдыхаю с семьей — с бойфрендом, с мамой или папой. Одна — никогда. Мне важно, чтобы близкие люди могли разделить со мной новые впечатления.
— Сколько времени в день вы проводите наедине с собой?
— Ну, в душ я хожу одна (смеется).
— У вас сорок тысяч подписчиков в Telegram — это серьезный медийный вес. Какие рекомендации вы дали бы людям, которые хотят развиваться в этой соцсети?
— Я бы сказала, что сейчас не время заводить новый канал. Мы видим, что аудитория совершенно не мобильная, она не двигается и не растет — ни у кого, в том числе у меня. Каждый день появляются новые каналы, и людям не хватает времени, чтобы их читать. Причина отсутствия роста — в переизбытке информации именно в этой социальной сети.
Сейчас, на мой взгляд, лучше переждать и обдумать это через полгода или год. Возможно, к тому времени произойдут изменения: кто-то отдохнет от Telegram, и тогда снова станет интересно. В данный момент, я считаю, о каких-либо советах говорить неуместно. Выигрывают только старички рынка. Я не считаю себя старичком, но осознаю, что я попала в последнюю волну, когда еще можно было впрыгнуть в этот поток. Глобально выигрывают те, кто уже давно на рынке, и новые рекламодатели вряд ли заинтересуются новым каналом, даже если он будет действительно гениальным. Таковы реалии.
— Какие каналы читает Ксения Китаева?
— Все они, наверное, довольно старенькие, им по пять лет. В каждой сфере у меня есть свои фавориты. Что касается моды, то я читаю «Отдел стиль жизни» и Copy Me. Если говорить о дизайне, то мне нравится канал галереи ULM. Что касается светской жизни, то тут я, пожалуй, немного обманула: на самом деле я читаю superficial space cadet, где освещаются события на красной дорожке. Я стараюсь следить за каналами своих друзей, коллег и знакомых. Конечно, читаю и новостные источники, но в основном это все те люди, которыми я восхищаюсь и которые, как правило, делятся чем-то полезным.
— Ваша экс-коллега по Buro24/7 Екатерина Аракелян в свое время вот так поздравила вас с днем рождения: «Ксюша Китаева — супер, потому что салат с баклажанами, но без баклажанов, ризотто со страчетеллой, но без страчателлаы, а с пармезаном» может заказать только она». Вы себя считаете требовательным человеком?
— Я очень требовательная и категоричная, и работать со мной сложно. Если честно, я бы сама с собой не смогла работать. По своей сути я перфекционист, и, если говорить откровенно, это мешает мне жить. Мне хотелось бы уметь отпускать и пропускать многие вещи, тогда жизнь определенно была бы проще, хотя качество моей работы вряд ли изменилось бы. Но поскольку я контрол-фрик и настоящий перфекционист, это проявляется во всех аспектах — и в личной жизни, и в работе, создавая определенные сложности.
— Случаются конфликты из-за этого?
— Да, случаются. Хотя я не конфликтный человек и не люблю ссориться. Если возникают какие-то ситуации, я стараюсь решать их сразу. Я не коплю обиды, и поэтому иногда могу казаться эксцентричной. Для меня важно, чтобы проблемы решались быстро. Я стараюсь быть открытой и подходить к людям, чтобы извиниться, если это необходимо. Мне проще уладить все на месте, чем тянуть ситуацию.
Мне всегда стыдно, когда я ругаюсь с мамой. Из-за других людей я никогда не испытываю такого чувства, но в ее случае совесть меня мучает. Я могу сильно поругаться, даже если есть на то причина, но в глубине души считаю, что это недопустимо.
Возможно, следующий вопрос будет: почему не с папой? Для меня папа — все-таки мужчина, и я отношусь к нему иначе. Я вижу в нем человека, которому не так легко признать свои ошибки. А вот с мамой я бываю слишком критична и потом виню себя за это.
— Как справляетесь с плохим настроением?
— Обычно это происходит, когда я перенервничаю или слишком много работаю. В такие моменты я иду и покупаю что-то дорогое. Часто потом жалею об этом, но в момент покупки мне кажется, что я делаю себе приятное. Это скорее компульсивный шопинг. Я могу купить дорогую сумку или что-то совершенно необдуманное, и, хотя удовольствие от этого длится всего три секунды, в тот момент это приносит мне радость.
— Ваша последняя компульсивная покупка?
— Я купила платье Prada с мехом — это произошло мгновенно. Мне сказали, что оно выпущено в ограниченном тираже, и его нужно срочно брать. Через секунду я увидела его на Алексе Чанг в запрещенной соцсети и поняла, что просто обязана его купить. Я даже не раздумывала, куда его надену, — просто осознала, что оно должно быть у меня.
— У вас, должно быть, большой гардероб. Как поступаете с вещами, которые вам больше не служат?
— Если собрать весь мой гардероб, это будет внушительная коллекция. Но я легко расстаюсь с вещами — настолько легко, насколько это возможно, поэтому у меня быстрая ротация. Я без раздумий отдаю вещи на благотворительность или ресейл, так что они быстро покидают меня. С другой стороны, я коллекционер. Если сумка мне очень нравится, я беру сразу несколько экземпляров в разных цветах.
Знаковые вещи остаются в гардеробе. Мне хочется, чтобы в итоге у меня была классная коллекция, которую я могла бы передать детям. Это для меня важно, своего рода историческая ценность. У меня, например, в гардеробе много сумок от мамы, которые она купила двадцать пять лет назад, когда меня еще не было, но они по-прежнему великолепны и отлично вписываются в мой стиль. Что касается самых ценных аксессуаров из моей коллекции, то мне дороги все сумки Hermès. Большинство из них было куплено в реальных бутиках, и я считаю, что, какие бы они ни были «заюзанные», Hermès — это всегда Hermès (смеется). В нынешних условиях на рынке их стоимость только растет.
— Какая из сумок самая любимая?
— Наверное, я не выделила бы ничего конкретного, потому что у меня есть определенный пул вещей, которые я очень хочу иметь в своей коллекции. Они скорее всего и станут моими любимыми. Например, я мечтаю о сумке Kelly с ручками в виде куколки. Также мне хотелось бы иметь сумку на колесиках. Пока у меня нет таких редких экземпляров, но я стремлюсь к этому.