София Коппола
Автору «Трудностей перевода», которым мы недавно признавались в любви, было с детства предрешено заниматься кино. Почти все члены семьи Коппола снимают фильмы, пишут сценарии или саундтреки — начиная с дедов. Первоначально в мир искусства София вошла благодаря роли в «Крестном отце» — оскароносном триллере отца будущей режиссерки. Фрэнсис Форд, как вспоминает Коппола-младшая, и вдохновил ее режиссировать самой. «Конечно, я наблюдала взлеты и падения в его карьере отца, но отец до сих пор горит своим делом», — делилась с журналом Gentlewoman София несколько лет назад.
София Коппола сняла семь фильмов, три из которых получили крупные международные награды. На экране внешний праздник сочетается с душевной израненностью — только ни один конфликт не показан «в лоб». Размышления об отчужденности, смерти и различных иерархиях строятся на полунамеках — вторя особенному копполовскому кадру, в котором всегда много пастельных цветов.
Что смотреть?
• «Девственницы-самоубийцы» — чтобы достать из гардероба платья в цветочек и белые рубашки и открыть в себе внутреннего подростка.
• «Элитное общество» — чтобы понять, насколько разнообразные роли есть в фильмографии Эммы Уотсон.
Грета Гервиг
Долгое время Грета Гервиг снималась в инди-комедиях, к которым и сценарии часто писала сама. Однако ее режиссерский дебют 2017 года — «Леди Бёрд» — собрал номинации на «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA. Фильмы Гервиг неоднородны по настроению: за ироничной, но напряженной драмой о сепарации следует экранизация «Маленьких женщин» — «медленного» романа взросления, действие которого разворачивается в 19 веке. В прошлом году режиссерка закончила съемки «Барби» с Марго Робби и Райаном Гослингом в главных ролях. Сквозная тема в непохожих фильмах — поиск женщиной собственных представлений о феминности без оглядки на общественные стереотипы разных эпох и культур.
Что смотреть?
Все! Актерский опыт в кино, где сценарий менялся на ходу, помогает Грете Гервиг и в режиссуре собственных фильмов — все они невесомые, но с налетом документальности.
Хлоя Чжао
Американская кинематографистка с китайскими корнями — вторая в истории «Оскара» женщина, получившая два года назад приз в главной номинации: за лучшую режиссуру. О наградах Чжао не мечтала — ее путь в кино вообще начался полуслучайно. «Мне всегда хотелось рассказывать истории, но я не умею фотографировать, рисовать или писать музыку. — смеется она в статье Vulture. — Работа режиссером позволяет быть дилетантом-на-все-руки и притом быть в окружении настоящих мастеров более узкого профиля».
В своем кино Хлоя часто обращается к теме дома и связывает такой выбор с детством: после переезда из родной страны в Америку Чжао ждал слом ожиданий — новое место оказалось отличным от образа из поп-культуры. Из Нью-Йорка, где она училась, режиссерка стала часто уезжать на периферию — отношения между «большим плавильным котлом» и местами более самобытными стали еще одной центральной темой исследований для Хлои.
Что смотреть?
• «Наездник» — чтобы узнать, как можно сделать из ковбойского вестерна камерную драму.
• «Земля кочевников» — ради историй людей, которые и добровольно, и безвыходно живут в фургонах, возделывают поля и буквально никогда не останавливаются.
Ана Лили Амирпур
Первый опыт в режиссуре Ана Лили получила, будучи подростком. После переезда из Ирана в Америку она настолько вдохновилась англоязычной поп-культурой, что стала переснимать рекламные ролики на камеру отца. Семья увлечение не поддерживала — что отчасти повлияло на лейтмотив всех фильмов Амирпур: ее герои застревают между мирами и полярностями — искать точки соприкосновения с большинством или строить идентичность вокруг своей чуждости.
Любимая форма режиссерки — хорроры, но смотреть их завораживающе приятно, даже если речь идет о борьбе за выживание среди мутантов-изгоев. Венецианские критики согласны: самый физиологичный фильм Амирпур, «Плохая партия», наградили «Золотым львом» в 2016-ом.
Что смотреть?
• «Девушка возвращается одна ночью домой» — если вампирам Джармуша из «Выживут только любовники» вы симпатизируете больше, чем героям «Сумеречной» саги.
Джейн Кэмпион
Джейн Кэмпион изначально планировала стать антропологом, позже — выучилась на художницу, а в кино пришла уже во взрослом возрасте. И сразу стала собирать премии — сначала за короткометражки, а потом и за полный метр. В течение внушительной карьеры (на счету Кэмпион под двадцать фильмов) кинематографистка не отклонялась от исследования женских судеб — менялась только оптика: от исторических мелодрам до историй абьюза со стороны людей, обремененных властью. «Власть пса», вышедший на экраны в 2021, получил Оскар за лучшую режиссуру следом за «Землей кочевников» Хлои Чжао. На этот раз в центре картины два брата — Кэмпион показывает, что токсичная маскулинность вредит не только женщинам. Этот угол тем более своевременный, что говорить о воздействии жестких гендерных ролей не только на женщин в поп-культуре только начинают.
Что смотреть:
• «Пианино» — также любимый у критиков фильм Кэмпион, но стоящий в тени самой новой ленты.
Эксклюзивные предложения, новости платформы, любопытные инфоповоды и, конечно же, мемы — каждый день в телеграм-канале Nuselfish