Мы хорошо помним, как в начале 2010-х модные издания всего мира трубили: «Срочно в номер! Пижамы теперь носят на улицах! И это главный тренд года!» Вплоть до конца десятилетия журналы публиковали фотографии знаменитых женщин в пижамах: Селены Гомес, Леандры Медин, Софии Копполы, Рианны и бессчетного количества других инфлюенсеров — на улицах больших городов. И неизменно задавались вопросом: прилично ли это — выходить из дома в одежде для сна?
Сегодня на страницах глянца таких вопросов уже не встретишь. Но на легитимизацию пижамы в женском гардеробе (и уж тем более — на улице) ушло более ста лет.
Затеяла пижамную революцию известная бунтарка Габриэль Шанель. В начале XX века — а именно, в конце 1910-х — Коко изобрела для девушек «пляжные пижамы»: костюмы и комбинезоны, центральным элементом которых были брюки. Вы наверняка знаете, что женщины в брюках в те времена были явлением из ряда вон выходящим. Поэтому внезапное и повсеместное появление дам в такой одежде на юге Франции шокировало местных жителей. Особенно много модниц было в городке Жуан-ле-Пен на Лазурном берегу — его в какой-то момент даже прозвали «пижамалэндом» на английском и «пижамаполисом» на французском языках. Таково было влияние легендарной Коко — но избавить женщин в пижамах от недоумевающих взглядов ей все же не удалось.
Не удалось это и Кэрри Брэдшоу, которая почти сто лет спустя бежала по заснеженному Нью-Йорку в фильме «Секс в большом городе» в пижаме, шубе и белых ботильонах на встречу с подругой Мирандой. И хотя тот лук — один из культовых, кстати, — оказал определенное влияние на популяризацию пижам за пределами дома, полной легитимизации не произошло.
Несмотря на то что в промежутке с 1918-го (когда Коко придумала пижаму) по 2008-й (когда фильм вышел на экраны), мир увидел множество известных, роскошных и даже великих женщин в пижамах как на экранах, так и в реальной жизни. Например, Софи Лорен в картине «Графиня из Гонконга» 1967 года или Верушку в индийской съемке для декабрьского Vogue 1964.
Ситуацию не смогла поменять даже Джиджи Хадид и другие современные инфлюнсеры, которые в конце 2010-х появлялись в стритстайл-отчетах в пижамах. И только пандемия, охватившая мир в 2020-м году, сумела внести свои коррективы в вопрос «приемлемости» этого элемента гардероба на улицах города. Потому что роскошная шелковая пижама, иногда расшитая кружевом, пайетками и даже перьями, стала чуть ли не единственным способом почувствовать себя «шикарно», будучи запертой в четырех стенах. Тогда-то весь глянец планеты — от Popsugar до Vogue — наперебой бросился составлять подборки с фотографиям моделей, актрис, певиц и других знаменитостей, которых мы за последние сто лет видели в этом «спорной» одежде. Риторика была следующая: красивая пижама — самая необходимая покупка во время локдауна.
Как только ковидные ограничения в разных странах начали спадать и из своих квартир вышли в том числе и дизайнеры, на подиумах начали появляться отголоски карантинной моды. Элементы домашней одежды вернулись в коллекции Chanel, которым сегодня управляет Виржини Виар, ворвались в лукбуки Victor & Rolf и других марок. Вещи брендов А-листа дома не носят, их должны видеть все. Поэтому пижама наконец стала полноправным членом повседневного гардероба самых модных девушек планеты — и сегодняшняя именинница Габриэль Шанель наверняка этому была бы очень рада.