Ирина Косарева
проводник игры Лила
— Расскажите, что вообще такое Лила?
— Лила — это древнеиндийская трансформационная игра. Но назвать её только игрой, как по мне, очень сложно. Это инструмент самопознания, способ получить ответы на волнующие вопросы, возможность посмотреть на жизненные ситуации не из эго, а с уровня духа и прожить прямо в самом процессе необходимый для человека опыт!
Принято считать, что Лила возникла больше 2000 лет назад, но, к сожалению, достоверных источников не осталось. Исследователи сходятся во мнении, что игра пришла с Востока.
Лила представляет собой поле, которое состоит из 72 клеток. Каждая из этих клеток — человеческое состояние или план бытия. Когда человек начинает игру, он заходит с определенным запросом или намерением. Дальше он передвигается по полю и проходит ключевые для него состояния — они и подсвечивают ответ на тот вопрос, с которым человек пришел.
Даже если просто посмотреть на клетки и их расположение, можно обнаружить бесконечное количество житейской мудрости. Лила — это способ расширить сознание и инструмент, который помогает возвращаться к главному, к себе.
— Чтобы пройти Лилу правильно, нужен проводник?
— В целом, в Лилу можно играть и самостоятельно, если купить книгу с правилами, но это скорее вариант «я сам себе психолог».
— Как заниматься спортом с инструктором и без.
— Именно. Я играю и самостоятельно тоже, но когда иду к проводнику, то понимаю, что это абсолютно несравнимый процесс — две разные глубины. В классической Лиле есть проводник и игроки — от 1 до 10 человек.
— А что привело вас к Лиле?
— Я долгое время занималась разными духовными практиками, искала больше инструментов для своей работы коучем. Мне хотелось говорить не только о разуме, сознании, теле и подсознании, но и о бóльшем — о духе. Для меня люди настолько многогранны, что исключительно психологическими или коучинговыми знаниями покрыть все их запросы невозможно.
А дальше Лила сама появилась в моей жизни — я случайно услышала об игре из разговора приятельниц. Что-то внутри щелкнуло, в голове сразу появилась картинка красивого лилового цветка, и я побежала изучать, что это такое. Все самое важное в нашей жизни, как правило, происходит «случайно».
До того, как начать обучение, я провела около 30 игр, так что можно сказать, что я самоучка: подняла всю литературу про Лилу, которая только доступна.
И я чувствую, что этот порыв появился не просто так: чтобы найти людей на коучинг, мне приходилось прикладывать усилия, а в игру ко мне приходят по рекомендациям, этот процесс идет сам по себе.
— А как человеку выбрать проводника? На что обратить внимание?
— Я бы начала с базовых вещей. Где проводник учился? Есть, к примеру, международная онлайн-школа OMKARA, которая пользуется доверием. В целом, у человека должно быть соответствующее образование. Еще лучше, если есть дополнительный диплом психолога или коуча. До Лилы я три года занималась коучингом, продолжаю и сейчас. Проводник должен не только ориентироваться в поле, но и уметь взаимодействовать с игроком, а здесь важно иметь внутреннюю силу, потому что в игре включаются разные переживания и эмоции.
Есть и другие тонкие моменты. Например, в некоторых московских йога-студиях можно встретить указание «наша Лила длится 3 часа» — такого быть не может, настоящий проводник должен довести процесс до конца, сколько бы он ни длился.
Ну и, безусловно, вам должно быть комфортно с человеком. Здорово, если можно заранее созвониться с проводником и понять это. Потому что игра часто затрагивает крайне личные темы. Кстати, поэтому проводник должен соблюдать кодекс этики: все, что происходит в Лиле, остается в Лиле.
— Чем отличается процесс, когда играет один человек и когда группа?
— Сейчас в России принято считать, что Лила — это групповая игра. Но это не совсем так. Первоначально подсказки и знания через Лилу искали в основном представители элиты, и это был очень интимный процесс. Сейчас большой популярностью стала пользоваться именно Лила в группах. Хотя играть можно и так, и так, а еще лично или по Zoom.
Разница, безусловно, есть. Группа хороша тем, что процесс идет интенсивно, а у игрока больше самостоятельности. Для 5-6 человек проводник дает более широкие комментарии, и нужно порефлексировать самому. В чем плюс? Пока другие проходят круг, игрок может записать все свои мысли, он «вынужден» быть в своих проживаниях несколько дольше. Кстати, заметки после Лилы остаются очень ценным знанием, к которому можно возвращаться и через полгода, и через год. К тому же, наблюдая за игрой другого человека, мы можем осознать что-то и о себе. Считается, что все люди в поле Лилы — неслучайны.
Но надо сказать, что групповой процесс обычно достаточно продолжительный — от 5 до 10 часов, поэтому лучше выделить на такое обширное проживание весь день.
Индивидуальная Лила несколько свободнее: вы сами себе хозяин в процессе. Как правило, такая игра занимает меньше времени. Обычно это 2-4 часа, а самая короткая игра, которая у меня была, длилась 15 минут. Здесь отличие в более индивидуальном подходе, подробном разборе вместе с проводником и отсутствии отвлекающих факторов.
— Я слышала, что Лила может «не пускать», и люди играют по 7 часов, подбирая подходящий запрос.
— Это правда. Немного мистично, да? Но, знаете, можно посмотреть на Лилу с двух сторон. С одной — это действительно очень рациональный и конкретный инструмент, в котором работают определенные законы. Человек им пользуется как способом самопознания и приходит к результату за счет собственных умозаключений.
Наряду с этим, Лила — это не только знание и мудрость, но и энергия, влияние которой очень ощущается. Действительно, чтобы игрок зашел в игру, для него должна выпасть «шестерка» на кубике. Каждый бросок помогает выбрать истинное намерение, понять, что человеку действительно нужно сейчас. А мы очень часто, к сожалению, путаемся в своих собственных важностях. Поэтому игра начинается для игрока уже на моменте подбора запроса, когда он нащупывает, что же для него действительно значимо. А Лила ведет диалог с игроком посредством кубика и выпадающих комбинаций на нем.
Иногда это, действительно, продолжительный процесс. Самый большой промежуток времени в моей практике — три с половиной часа, и игрок так и не смог войти в игру. Но сейчас есть тенденция того, что люди стали сильнее прислушиваться к себе, больше себя знать, поэтому и заходят с первого, со второго или с третьего раза.
— Нужно ли как-то подготавливаться к игре?
— Я всегда говорю, что Лила начинается в тот момент, когда человек впервые понял, что хочет сыграть. Как только вы записались, стоит начать прислушиваться к себе и наблюдать — о чем вы думаете, переживаете, какие порывы приходят. Так будет проще определить главное намерение.
— А что происходит потом?
— После начала игры мы снова кидаем кубик, который переносит нас на нужную клетку. Я даю комментарий, что это за клетка, какое у нее смысловое значение в поле Лилы. Эта информация наводит игрока на мысли. Часто бывает такое, что люди заранее чувствуют, что попадут на нужный фрагмент поля.
Иногда игроки берут паузу и записывают свои размышления, иногда раскрывают мысль в диалоге с проводником.
— Получается, что это довольно личный, даже интимный процесс.
— Да, проживаний в игре может быть много. Ведь Лила — это маленькая жизнь, которую мы просто переносим на поле. В процессе можно столкнуться с разными эмоциями: и агрессия, и смущение, и вдохновение. Все это важно прожить. Роль проводника здесь, конечно, очень важна, мы должны помочь человеку увидеть смысл в его эмоциях, бережно сопроводить проживание.
Если говорить о смущении, то у игрока есть возможность проходить игру молча и ничем не делиться, такое тоже бывает, причем человек все равно уходит с инсайтами и ответом на свой первоначальный вопрос. А кто-то говорит дозированно или приходит к полному расслаблению постепенно. Но скажу, что для меня все, что происходит в игре, — остается в игре, я буквально забываю об этом на следующий день.
— И как игра заканчивается?
— Лила начинается и заканчивается в клетке 68. Она называется «Высшее сознание» или «Космическое сознание». Почему здесь? Это клетка — состояние истины, цельности и собранности — чистое знание о себе. Если человек дошел до этой клетки, значит ответ точно найден.
— Часто к духовным практикам относятся скептически как раз из-за слишком общих выводов. Чем Лила отличается?
— Лилу нужно воспринимать как очень конкретный инструмент: в нее играют, когда нужно принять решение или наконец-то сдвинуться в каком-то жизненном вопросе. Она не только позволяет сделать выводы. В самом процессе игры человек трансформируется и выходит более свободным, становится ближе к самому себе. Причем заходить в игру можно и с совершенно материальными запросами: от работы и заработка до переезда или любви. Не только с общими вопросами о предназначении. А клетки, на которые попадает игрок, легко применить для конкретного человека и его конкретной ситуации.
Это не общее послание, а инструкция, которую человек обнаруживает сам.
— Как часто можно играть?
— Как вы ощущаете! Я рекомендую не спешить, прожить в жизни полученный опыт и подсказки, достигнуть желаемого — и уже после играть снова. Но иногда запрос может быть слишком широким, и, когда игрок начнет воплощать рекомендации в жизнь, возникнут новые препятствия — тогда можно прийти в Лилу с уточнением. А бывает, что Лила дает свои ответы, жизнь совершает виток — и появляется новый запрос.
Ольга Паскина, CEO Nuself
Прошла Лилу
Я пришла в игру с тремя конкретными вопросами, в полной уверенности, что знаю, что спросить, но игра началась, только когда удалось заглянуть вглубь моих запросов. Таким образом еще до старта Лилы я получила философский ответ — что действительно для меня важно.
На протяжении всей игры ты работаешь со своими мыслями и энергией, игра требует максимальной концентрации и эмоционального погружения в себя. Может показаться, что Лила только направляет, но, по моему опыту, нужно сделать много верных выводов и дойти в итоге до конкретных, практичных шагов, чтобы закончить игру. Поэтому после завершения ты получаешь прозрение, новые знания и целый список практичных советов и действий на будущее.
Анна Звижинская
проводник игры Лила
— Расскажите, как вы познакомились с Лилой?
— Мой путь к Лиле достаточно интересный. Впервые я сыграла в 2017 году в Индии на йога-семинаре, причем просто из интереса. Мы разложили маленькое поле и даже не закончили игру, хотя вообще Лилу обязательно надо доводить до конца. Тогда это была не полноценная игра, а скорее развлечение. Но даже в таком формате первые несколько шагов меня поразили: клетки, на которые я попадала, полностью отражали мое мировоззрение, жизнь и скрытые качества, о которых знаю только я. Действительно магический момент, когда просто кубик и поле показывают твою действительность.
После этого опыта я забыла о Лиле и снова сыграла в нее полноценно только спустя два года. Получила ответы, пошла претворять их в жизнь и даже не думала становиться проводником. Но стоило мне рассказать об этом в соцсетях, как пришла огромная обратная связь. Мне писали девушки, что хотят сыграть со мной, а я отвечала, что не умею проводить игру, да и не думала об этом.
Третий звонок случился через год, когда я снова сыграла в Лилу (я вообще решила играть каждый год в определенные даты). Мне снова стали писать с просьбами, но и я уже ярко почувствовала, что мне интересно проводить игры самой. Я считаю, что следовала интуиции, а Лила меня выбрала сама. И приятно, что мне стали писать люди с признаниями, что не могли довериться другим проводникам и ждали меня.
— Какими, по-вашему, качествами должен обладать проводник?
— Обязательно нужно быть эмпатом, чувствовать других людей, быть готовым выслушать и плавно пройти с человеком его путь. Проводник должен быть сострадательным, не говорить директивно, а лишь мягко направлять игрока, ласково подсвечивать повторяющиеся паттерны. Мне кажется, это качества и хорошего психолога.
— А после того, как стали проводником, вы часто проводите игры для себя?
— Так можно делать, но я не из тех, кто раскладывает поле каждую неделю. Наоборот, стараюсь обращаться к Лиле только по ситуации. К другим проводникам хожу редко — мне мало кто отзывается.
— Как я понимаю, есть разные варианты Лилы — к какому лучше обратиться в первый раз?
— На самом деле разница лишь в размере поля, как у дорожных игр, а суть не меняется.
— Можно ли приходить в Лилу с запросом не философского толка, а более бытовым?
— Абсолютно! Например, недавно ко мне обращался мужчина, которому игру подарили на день рождения. Бизнесмен, абсолютно земной человек, совершенно не про «смысл жизни», а про конкретику — что менять, куда идти. Да и вопросы про финансовую устойчивость встречаются часто — мы все же живем в реальности, как бы ни хотелось преисполниться.
— И как часто стоит играть?
— Я считаю, что не стоит идти в игру снова, если не реализован прошлый запрос. Ну куда еще? Все-таки это не лекция, где задал вопрос — получил ответ — задал еще один. Нужно сначала закончить одну главу, чтобы перейти к следующей. С кардинально другим запросом, конечно, можно. Но вообще после первой игры ты часто физически, морально, психически и ментально просто не готов нырять в следующий, даже если это не была выматывающая 12-часовая Лила.
— А какая самая долгая и самая быстрая игра была у вас?
— Самая быстрая девушка завершила игру за 4 хода. А самая масштабная игра длилась 12 часов — но, правда, в нее играли 8 человек. Я обычно предлагаю на всякий случай выделить на Лилу день, а там уже как пойдет.