— Как выглядит ваш типичный день?
— Будни у меня начинаются рано — в 7 утра. Я встаю, готовлю завтрак дочке, сама не завтракаю, пью только кофе со сладким — моя слабость, от которой я не готова отказаться. Дальше долго и «издалека» бужу Еву (дочка Вероники — Прим. Ред.) — это у нас целый ритуал.
После того как я провожаю малышку в школу, у меня появляется пара часов для себя. Обычно час этого времени уходит на спорт — пилатес, силовые тренировки или бег с тренером, который не особо помогает бежать, но, как я шучу, выполняет функцию надзирателя. Прямо в форме еду в зал, а после тренировки — час или полтора привожу себя в порядок: делаю маски, макияж, укладку, готовлюсь к рабочему дню. Утреннее время наедине с собой мне особенно важно, чтобы почувствовать себя хорошо — как снаружи, так и внутри.
Около 11 утра начинается мой рабочий день — офис, зумы, бесконечные чаты в WhatsApp — последнее время мы много работали над новой книгой. Прошло почти 5 лет после публикации «10 писем к тебе» — первого сборника писем, которые я адресовала бы себе двадцатилетней. Спустя 5 лет захотелось поговорить вновь — и вот в конце мая мы презентуем «Новые письма к тебе» — колонки на 10 важных тем, волнующих, вызывающих у меня как вопросы, так и подталкивающие на поиск ответов.
Вторая половина дня проходит по-разному. Я могу провести вечер с Евой, или прогуляться с моим любимым человеком, или поужинать с друзьями. Светские мероприятия я посещаю в исключительных случаях, только ради друзей или дружественных проектов.
— Есть ли у вас вечерние ритуалы?
— Я очень люблю принимать ванну. Обычно делаю это с магниевой солью, которая положительно влияет на мое эмоциональное состояние. Перед сном у нас с дочкой совместное время: мы разговариваем или я ей читаю. Ложусь я около 23 часов, а незадолго до сна пью мятный чай и смотрю интервью на YouTube — это мой любимый жанр.
— Недавно вы запустили новый курс про тело. Расскажите, как с годами менялись ваши личные взгляды на собственное тело?
— Я, как и все, прошла период, когда относилась к телу как к аппарату по исполнению моих требований: «Просыпайся, вставай, беги, делай, работай, тренируйся, не спи». Были в это время и совершенно лютые диеты — например, в университете мы с подружкой решили, что надо есть только белок и один огурец в день. Вместо белка у нас, правда, в рационе оказывались докторская колбаса или сосиски. (смеется) Был период, когда я была убеждена, что желудок может растягиваться от полноценных приемов пищи, и поэтому лучше кусочничать. Отчасти такие эксперименты работают — из-за дефицита калорий снижается вес, правда, ты не сразу замечаешь изменения кожи, сна, настроения. В плохую сторону, конечно же.
Каждому важно осознать, что глобальная цель — не убрать сантиметры, а сделать жизнь лучше. Когда ты чувствуешь себя хорошо — ты выглядишь хорошо. Приходит раскованность в коммуникации. Экстремальные методы дают поверхностный краткосрочный результат. Советский психолог Выготский говорил: «Аффект блокирует интеллект», — в таких условиях мы испытываем колоссальный стресс и уже не можем принимать взвешенных решений. Жесткие диеты или тренировки на износ — это аффект для организма.
Все хорошие перемены происходят, когда ты доволен собой и стремишься стать еще лучше. Попытки измениться из состояния «я ненавижу себя, но сейчас что-то сделаю и стану идеальной» не работают. Когда ты уже хорошо выглядишь и чувствуешь себя нормально, можно приступить к плану по улучшению: купить платье, сделать укладку, макияж, посмотреть на себя и сказать: «Я сделала лучшее из того, что имею здесь и сейчас. Вот теперь можно спокойно составлять план по изменению ситуации». Наш курс, диалоги, которые мы вели с разными специалистами в этой области, основаны на таком подходе: тело — это я. Тело неотделимо от сознания, и как только мы понимаем, что вопрос отношения с телом основывается на отношениях с самим собой, на глубинных убеждениях, то сразу можем по-настоящему подступиться к решению, встать на путь изменений. Когда начинаем считать себя союзником тела, а не надзирателем над ним. Это работает, в отличие от строгого контроля, который действует только на короткое время в молодости.
— Нет ощущения, что сейчас все ударились в другую крайность — и слишком циклятся на здоровом образе жизни? Раньше было принято считать калории, и это приводило к расстройству пищевого поведения, а сейчас здоровые люди мониторят уровень глюкозы в крови.
— Так бывает, и это такое же нарушение поведения. Есть понятие «орторексия» — фиксация на здоровом образе жизни, есть дисморфофобия — буквально боязнь своего тела. И их причины лежат куда глубже. Я считаю, что умирать страшно, если ты не живешь. Пока ты кайфуешь от жизни, некогда фанатично загонять себя в рамки.
— Бывает, что на решения влияет синдром отложенной жизни — кажется, что все хорошее начнется только тогда, когда ты, условно, похудеешь…
— Нам морочит голову дуальность. Вокруг говорят: «Не в деньгах счастье, не в хорошей фигуре счастье!» Но в этом тоже счастье! Очень приятно видеть в зеркале красивое тело, а деньги дают колоссальную свободу выбора. Вопрос только в том, хватает ли у нас решимости и мудрости пойти за всем этим правильным путем. Важно иметь в своих жизненных приоритетах что-то еще.
— Как правило, когда мы говорим о теле, всплывает тема самооценки. Считается, что мы должны сначала поднять ее, а потом заниматься всем остальным.
— Часто возникает путаница: высокая самооценка — это не то, к чему мы стремимся. В здоровом варианте нам важно иметь стабильную самооценку, которая подразумевает, что у человека есть сильные и слабые стороны. Психотерапия помогает нам сгладить амплитуду колебаний от патологически маниакальной ситуации до самоуничижения.
— А есть ли какие-то приемы, которые могут быстро добавить уверенности перед важным событием, например собеседованием?
— Если брать локальную ситуацию с собеседованием, я бы себе сказала: «Гори оно все синим пламенем, я попробую». Если ты изначально подразумеваешь, что тебе тоже может не понравиться работодатель, то снижение значимости существенно избавляет от тревоги. Важно прислушаться к здравой мысли, что в жизни меня выбирают так же, как выбираю я. Когда девушка переживает, что ей изменит парень, почему бы не задуматься, что ты тоже можешь влюбиться в кого-то еще. Такие мысли ставят нас в равное положение с теми, кто важен. Происходит не столько повышение самооценки, сколько осознание, что наша ценность не меньше ценности того, кто рядом.
— Что тогда можно назвать «убийцами самооценки»?
— Токсичные отношения. Считаю, мы должны иногда анализировать, кто в окружении как на нас влияет. Речь идет не только о романтических партнерах — нужно пересматривать необходимость общения с родственниками, коллегами, клиентами, после которых чувствуешь эмоциональную интоксикацию. Такие контакты могут растоптать любую сохранность, а восстанавливать ее придется очень долго.
— Вы сказали, что готовите к выпуску вторую часть книги. Что нас в ней ждет?
— В новом сборнике рассказов я говорю о глобальных, больших частях своей жизни и делюсь новыми взглядами. Вообще считаю, что главный критерий взрослости — расширение взглядов, когда понимаешь, что одни и те же вещи в твоем мировоззрении становятся объемнее.
— Как ваш опыт и навыки психолога помогают вам в роли предпринимательницы?
— Больше всего помогает понимание себя. Что такое бизнес? Это люди. Все, что ты делаешь, — это коммуникация, и каждый получает ровно то, о чем смог договориться. Если ты понимаешь себя, свои границы, то приходит уважение и к чужим. А это, как правило, положительно сказывается на любом взаимодействии.
18+. Материал содержит описание курения табака, никотинсодержащей продукции. Данный материал не является рекламой и носит исключительно справочно-информационный характер, не имея в качестве цели продвижение товара. Все сказанное является субъективным мнением героини. Потребление табака или никотинсодержащей продукции вредит вашему здоровью.
— Если зайти к вам в соцсети, то сразу можно отметить, что вы курите. Многие инфлюенсеры не могут позволить себе такую честность и предпочитают оставаться в некой стерильности. Вы сталкивались с хейтом на этой почве?
— Ой, мне все равно. (смеется) Я обожаю курить, для меня этот ритуал связан с личным ощущением свободы.
Другой вопрос, что то, что мы видим в соцсетях, надо делить на 10, и в этом случае тоже. Я курю крайне редко, пачка может лежать в машине месяцами. Мне нужна ситуация, когда я захочу, как в фильме, достать сигарету, со всей этой эстетикой. Зависимости у меня, слава богу, нет, но это кайфовая часть моей жизни, от которой я не хочу отказываться.
— Какой совет вы бы дали себе 20-летней?
— Это частый вопрос, и ничего лучше я не придумала, кроме как отвечать максимально честно: «Учи языки и качай попу». (смеется) Ну ведь правда, существует множество сценариев развития жизни, но с подтянутыми мышцами и знаниями переживать любые ситуации легче. Языки дают людям колоссальную свободу и понимание разных ментальностей. То, что можно сказать на испанском, часто трудно выразить на русском, а некоторые арабские словосочетания вообще непереводимы. Погружаясь в другой язык, мы погружаемся и в других людей, новый мир, наш взгляд становится объемнее. Поэтому эти две вещи максимально полезные и для мужчин, и для женщин — и в 20, и в 40, и в любом возрасте.
NUSELF благодарит Mizone Studio за предоставленное пространство для съемки.