— С чем обычно связаны заблуждения о «неподходящей» одежде для определенных лет?
— Подобные заблуждения обычно диктуются внутренними или внешними ограничениями. Общество транслирует установки в духе «после 40 недопустимо носить короткие вещи». Хотя какого-то утвержденного свода правил — что можно, а что нельзя — нет. Внешний гул ограничений накладывается на наш внутренний. Предубеждения связаны с нашим воспитанием, ценностями, отношением к собственной внешности. В определенном возрасте мы все проходим ту точку, когда меняется что-то внутри нас и одновременно меняется наше тело, — отсюда и появляются ограничивающие убеждения: «мини нельзя — колени уже не те», «руки не открываю — трицепс уже не бодрый» — и так далее.
— Как вы определяете понятие «элегантность» для себя?
— Для меня элегантность не существует в отрыве от человека. Это в первую очередь соответствие — если образ комплементарен человеку, его стилевому ДНК и тому месту, куда был надет, — значит все выглядит элегантно.
— Часто бывает, что непривычные образы пугают. Как научить себя или клиентов пробовать новое?
— Учить клиентов пробовать что-то новое — плохая идея. Изменения работают изнутри наружу — то есть человек должен приходить к стилисту уже с готовностью примерять нетипичные варианты одежды. Если по диалогу я понимаю, что человек пока не созрел — рекомендую начать с работы с психологом или разбираться самостоятельно в том, какая одежда ему нравится и что хотелось бы транслировать своим видом.
Если речь идет о собственных образах, то важно понимать, что пресловутая насмотренность работает только как развитие вкуса, но не как формирование стиля. Что может помочь с формулировкой стилевого заявления? Не насмотренность, а, как я это называю, «намеряность». Чем больше вещей ты примеришь, попробуешь на себе даже пугающие вещи, тем понятнее станет — что твое, а что нет. Стиль можно найти только через эту процедуру, а смотреть картинки и показы можно и в отрыве от себя.
— Уместные образы для взрослых женщин всегда более строгие?
— Я всегда говорю, что понятия «возрастная мода» не существует. Что здесь значит «уместные»? Для каждого свое. Не так давно мне в соцсетях написали интересный комментарий: «Какой кошмар! Почему вы в 40 лет пытаетесь подражать 15-летним и носите неоновые сапоги?». Что произошло? Человек не оценил мою имидж-формулу, задачу, которую я хотела достигнуть своим образом, не увидел, что у меня в принципе выстроен креативный имидж, и он комплементарен моей натуре и фигуре. Уместный образ — тот, который подходит пониманию красоты женщины и соответствует задаче. Оценивать эту уместность может исключительно сама женщина.
Что значит «строгие»? Для кого-то жакет воспринимается как вещь, способная придать образу серьезности. Но и жакеты бывают разные: оверсайз, приталенные, с подплечниками и без. Этот язык расшифровывает такая наука, как семиотика моды. И стилист зашивает в имидж-формулы именно такие смыслы.
У меня есть взрослые клиентки, которым в принципе не идут строгие вещи: эти женщины легкие, воздушные, в их стилевом ДНК нет классики, драматизма, геометрии. Такая героиня, как условная Кейт Бланшетт, должна носить вещи, в которых она чувствует себя красивой, а не то, что навязало общество.
— Что делать, если хочется перьев и страз?
— У стилистов есть выражение: если очень хочется, то можно. Если ко мне придет клиент и попросит перьев и страз, то я обязательно впишу их в образы. Единственное, о чем я буду думать, — как добавить яркие детали и оставить образ уместным.
Почему вообще у нас есть страх перед подобными вещами? При слове «стразы» мы себе представляем немного сценический костюм, такой, чтобы вы зашли и все упали. Поэтому часто кажется, что это обязательно что-то пошлое, неуместное и too much. Но в отрыве от контекста в стразах и перьях нет ничего страшного.
Если мы говорим, что у человека драматический стилевой типаж, то подобные цепкие вещи он будет носить так, что залюбуешься! К тому же пестрые детали можно ввести в образ по методу нейтрализации — дополнить комплект базовых вещей акцентными туфлями или сумкой.
— Есть ли вещи, которые вы, несмотря ни на что, все же не рекомендовали бы носить взрослым женщинам?
— Я не рекомендую всем женщинам носить вещи, которые не цепляют, не украшают, не подходят под внешность или фигуру. Такая одежда не сделает вас красивее, а главное — счастливее. В остальном я против табу в стиле.
Например, есть понятие «девичьей вещи» — как универсальный пример можно привести романтическое платье в оборках длины мини. Если такое надевает взрослая женщина — может создаться стилистический разрыв. Возникает зрительная иллюзия: глаз оценивает одежду и человека и выбирает — что красивее, что моложе. Как правило, в этой борьбе мы проигрываем «девичьим» вещам. Вот этого контраста в построении образов я бы избегала. Но важно понимать, что это совет в отрыве от конкретного человека. Может ли романтическое платье-колокольчик быть комплементарно взрослой женщине небольшого роста, с молодым лицом, яркими глазами, обаятельной улыбкой, вьющимися волосами? Разумеется. И вне зависимости от нашего возраста, всегда найдутся вещи, которые будут выглядет на нас нелепо.
— Если бы вам нужно было подобрать идеальный универсальный образ для женщин любого возраста, фигуры, что бы вы выбрали?
— Тяжелый вопрос. Нет одинаковых женщин: внешности, фигур, темперамента. В персональном стайлинге такие советы давать и вовсе непрофессионально. Но как универсальную вещь я бы смогла выделить белую рубашку. Помню, как меня восхитил образ Каролины Эрреры, которая носила рубашки с черными брюками, джинсами, нарядными юбками, — и это всегда смотрелось красиво. Для меня такой верх — это холст, на котором можно нарисовать все, что пожелаешь; застилизовать даже одну рубашку как душе угодно.
Не хочется занудствовать, но и сейчас вспомню, что идеальная белая рубашка у каждой женщины своя: с втачным рукавом, со спущенным плечом, белая или экрю, по фигуре или оверсайз. Нужно найти свой крой и выглядеть в нем стильно, независимо от ожиданий общества.