— Как вы пришли к стайлингу? Как начиналась ваша карьера?
— Пять лет назад я работала архитектором в турецкой компании, которая строила Башню Федерации, — наш офис располагался прямо в небоскребе. Во время обеда я обычно что-то быстро перехватывала и бежала в «Афимолл» — ходила по магазинам, выбирала одежду, там же начала снимать первые подборки и луки для своих соцсетей. Уже тогда я понимала, что сидеть в офисе мне не нравится. Моду и одежду я любила всегда, поэтому в один момент решилась уйти с работы и заняться стайлингом. Тогда мне казалось, что стилистов уже очень много, и если я еще немного затяну, то попаду в последнюю волну.
Начала я с того, что стала развивать свою страницу. Меня поддерживали подруги, семьи, муж, который на тот момент был моим парнем. Одобрение близких очень важно, когда люди кардинально меняют сферу, особенно на творческую. Некоторые родственники мне, конечно, говорили: «Что ты будешь делать? Этих стилистов сейчас как собак нерезаных». Но такие комментарии меня только мотивировали.
— Вам всегда хотелось заниматься клиентским стайлингом или вы работали как стилист на съемках тоже?
— Я пробовала, пожалуй, все возможные ипостаси стилистов. В работе на съемках я не ощущаю такого раскрытия и связи с человеком — это больше разовое мероприятие. Мне же важно выстраивать отношения с клиентом, чувствовать, что я на самом деле помогаю. Ведь когда человек обращается к стилисту, он хочет делегировать профессионалу решение своей проблемы. Это долгосрочная работа в команде. У меня есть клиенты, которые возвращаются с благодарностью только через несколько сезонов, потому что я помогла им облегчить весомую часть жизни, связанную с одеждой, всего за две встречи.
Жакет Aeron, топ-бра Kalmanovich, брюки Ushatava, ботинки Le Monde Béryl, серьги Anissa Kermiche
— Отчасти это и психологическая работа?
— Безусловно. Я люблю взаимодействие с людьми, поэтому мне она дается легко. Мы с клиентом говорим не только об одежде — мне важно понимать образ жизни человека, что его беспокоит. Потому что одежда работает как зеркало.
Часто бывает, что клиенты приходят в таком состоянии, когда им просто необходимо перезагрузиться, начать все с нуля — и чтобы это было красиво и дорого. Если человек заинтересован в результате, то получается всегда здорово. Люди меняются так, что сами себя не узнают.
— А кто повлиял на ваше отношение с одеждой?
— В моей семье всегда следили за внешним видом. Я из Краснодара, а на юге любят одеваться. Например, нарядиться вечером, чтобы просто прогуляться по главной улице, — это привычный ритуал. Поэтому я с детства знала, что одежда влияет и на то, как ты себя чувствуешь, и на то, как тебя видят другие. Сейчас я практически ни за кем из коллег не слежу — мне кажется, это только отвлекает от собственных стремлений и приоритетов. Надо четко знать, чего хочешь именно ты, и ни на кого не равняться.
— Как изменился ваш подход к шопингу в связи с работой?
— Я стала покупать одежду более точечно. Раньше я просто брала то, что мне нравится: зашел, увидел, купил. Сейчас у меня есть список, с ним я четко понимаю, что именно мне нужно. Когда я стала стилистом, то осознала, что мне нужно собрать свой идеальный гардероб: я не могу быть примером, если сама не следую собственным правилам. Каким бы скучным ни было слово база, нельзя не согласиться, что гардероб должен строиться на тех вещах, которые идут человеку и сочетаются между собой. А это и называется база. Даже если вам нравится сумасшедшая одежда, в шкафу должны быть и другие вещи.
Жакет Ushatava футболка WOS, юбка Aeron, туфли Le Monde Béryl, сумка YUZEFI, серьги Anissa Kermiche
— Но ведь многие обвиняют стилистов в том, что они работают слишком унифицированно и одевают клиентов в одни и те же луки.
— Да, мне даже писали недавно: «Марина, я, конечно, вижу, что у вас есть свой стиль, но вы понимаете, что он подходит не всем?» Я думаю, многие люди и не подозревают, что им на самом деле подходит. Когда я выбираю вещи для клиента, то в первую очередь руководствуюсь не трендами, а фигурой. Одежда должна красить человека, а если она плохо сидит, то никакие тенденции не помогут. Я не пытаюсь одеть человека в то, что нравится мне, я выбираю симбиоз из вещей, которые нравятся клиенту, и одежды, которая хорошо сидит.
— Какие главные ошибки в выборе одежды вы замечаете?
— Замечаю, что часто покупка вещей происходит спонтанно — просто потому, что одежда понравилась визуально, даже если на конкретном человеке она абсолютно не смотрится.
Есть и те, кто складирует вещи в надежде, что старая одежда снова станет модной или удастся похудеть до нужного размера, — и неважно, что, когда человек похудеет, гардероб успеет морально устареть.
Другие же люди покупают одно и то же. Я это называю копипаст. Вот вроде есть новая вещь, но она не решает никакой проблемы, потому что просто дублирует старую, которую тоже невозможно было ни с чем сочетать.
А еще нельзя покупать вещи, от которых ты вообще ничего не чувствуешь.
— Даже когда это база?
— Однозначно, база может вызывать бурю эмоций: надеваешь черные брюки, а фигура в них выглядит так потрясающе, что не хочется их снимать.
Корсетный топ YUZEFI, джинсы Ushatava, ремень Róhe, ботинки Le Monde Béryl
— Думаю, все знают про стиль парижанок, а есть ли «московский» стиль?
— Конечно. Это локоны и кожаная куртка. Еще, возможно, сумка — типа Chanel, на цепочке и с клапаном.
— Есть ощущение, что с нашим климатом трудно быть в тренде? В Москве есть примерно два дня в году, когда можно надеть босоножки и тренч.
— Все зависит от образа жизни — если передвигаться на машине, то все возможно. Некоторые девушки живут как парижанки и одеваются как парижанки. И такие гардеробы я тоже собираю.
С другой стороны — я думаю, что мы заложники стереотипов, мы привыкли к тулупам, очень тяжелой, сложной одежде. Многослойность для нас — это не тренд, а что-то неудобное, неприятное и дискомфортное. Но сейчас существует тонкий кашемир, технологичные ткани, легкие пуховики и огромное количество классного термобелья.
Мы в процессе познания стиля и в поиске своего культурного кода. От гламура 90-х и нулевых мы переходим на какой-то другой этап. Поэтому я считаю, что скоро мы будем носить босоножки с шубой, как Кэрри Брэдшоу, пусть и два раза в году.
Три стайлинг приема
Платье LOULOU STUDIO, капор Ushatava, тренч Lebrand, сапоги HEREU, очки TOL Eyewear, перчатки LOULOU STUDIO
Сапоги, капор, макси и полное утепление
Если утепляться, то использовать все возможные атрибуты холодного времени года. Летом мы наслаждаемся кепками, очками, босоножками, фенечками. А зимой носим капор, шапку-ушанку, береты, гигантские шарфы и все, что только можно. Да, вокруг, быть может, грязь, но можно идти по ней, как на показе Balenciaga, — в резиновых ботинках и в водоотталкивающем пуховике в пол.
Топ Low Classic, рубашка LOULOU STUDIO, жакет Lebrand, бермуды Bats, сапоги HEREU
Голубая рубашка и кожа
Сейчас мы все чаще переосмысливаем привычную одежду. Взять хотя бы простую рубашку. Она может быть голубая, может быть белая, можно взять ее у бойфренда или папы или купить на несколько размеров больше. Можно повязать ее на бедра или поверх пиджака, а если сложно определиться, то никто не запрещает надеть несколько рубашек одновременно.
Жилет ATELIERMARU, юбка ATELIERMARU, бомбер Bats, кеды «Два Мяча», очки TOL Eyewear, сумка YUZEFI
Одежда в межсезонье
Есть целая категория вещей, на которые смотришь и думаешь: «Когда их вообще носить?» Правильный ответ — как раз в межсезонье. Например, жилет. В многослойных комплектах он работает не только на утепление, но и добавляет собранности всему образу. Поверх можно надеть пиджак, а под жилет — рубашку или водолазку.
Главные тренды, подборки от стилистов и эксклюзивные предложения — в телеграм-канале Nuselfish