— Людям вне сферы актерства часто кажется, что самое сложное в актерском труде — проявлять эмоции, которые ты не испытываешь, — например, играть грусть, хотя тебе не грустно. Это и правда сложно?
— Когда знаком со своей природой, внутренним аппаратом, то хорошо владеешь своим голосом, телом, лицом. Эмоции — часть этого инструментария, контролировать их несложно.
— А что тогда — сложно?
— Пожалуй, то, что вокруг самой этой профессии. Например, повышенный интерес к частной жизни артистов и, как следствие, нарушение личных границ. Из-за того что тебя часто видят на экране, знают, как ты плачешь, смеешься, появляется ложное ощущение, что ты «хороший знакомый». Но это не так.
Думаю, поэтому многие артисты в повседневной жизни достаточно закрытые люди — профессия и без того откровенная, нужно тоже что-то оставлять для себя, иначе можно с ума сойти.
Еще долго привыкаешь к той ереси, которую пишут, зачастую публикуя какие-то просто противоположные реальности вещи. Размах фантазии поражает, даже восхищает порой, думаешь: вот бы эту энергию направить в русло написания сценариев мелодрам, драм, комедий.
— Умение совладать со всеми этими эмоциями — вопрос опыта?
— Угу, в какой-то момент просто перестаешь на это все реагировать или, как минимум, воспринимать всерьез.
— Что еще стоит в себе воспитать?
— Умение не зависеть от мнения других. Сегодня тебя любят, завтра забыли, не позволяй этому влиять на свое равновесие. Замечательно как-то сказал, если не ошибаюсь, Аль Пачино: «На случай, когда буду нужен, я там же, где был, когда был не нужен».
Нужно беречь самооценку, не сравнивать себя ни с кем. Да, наша профессия неразрывно связана с жесткой конкуренцией и постоянной оценкой, но лучше направить энергию на понимание своего «уникального предложения», если его пока нет — работать над этим, дело полезное и точно более конструктивное.
— Вы иногда «играете» в реальной жизни?
— Не вижу смысла. Предпочитаю разделять работу и реальную жизнь. Надеюсь, получается.
— Бывает ли сложно отделить свои эмоции от эмоций персонажа, особенно если история, которую надо сыграть, морально тяжелая?
— К сложным сценам можно готовиться неделями и после съемки какое-то время находиться под впечатлением от процесса, но все это не должно разрушать тебя изнутри. Мне очень нравится фраза: «Играть не пробовали?» Если твой персонаж, допустим, маньяк, что, и в реальности нужно кошмарить людей? Нет же. И артисты, которые пристают к партнерам на площадке со словами: «Как мне сыграть с тобой любовь, если я не знаю, как ты пахнешь?» — тоже не мой случай.
Приехал с выученным текстом, услышал задачу режиссера, прорепетировал с партнером, встал на точку, не перекрыл свет, уважительно, неравнодушно, по возможности честно и искренне сделал свою работу, поблагодарил — и все, поехал домой.
— В актерской профессии есть место выгоранию?
— В любой профессии есть, если неправильно распределяться. Что такое стресс? Это когда вместо десяти дел ты берешь одиннадцать — и вот это последнее, одиннадцатое, тебя и добивает. Кто-то может с одной съемочной площадки бежать на другую, с дневной смены на ночную и обратно, можно восхищаться такой производительностью, но она часто сказывается на качестве работы.
Плюс — физическое и моральное истощение уничтожают удовольствие от работы, а внутренний запал в каждом деле очень важен.
— Однажды я брала интервью у балерины, и мы обсуждали мнение, будто настоящий артист должен буквально отдавать всего себя, умирать на сцене, иначе ты не профессионал.
— Бывает всякое. Даже если случилось что-то серьезное в жизни или у тебя высокая температура, нет сил, неважно, почти любой форс-мажор, но если стоит съемочный день или вечером спектакль, то ты все равно выходишь на работу и делаешь ее.
— Есть и другая сторона: токсичные режиссеры.
— Мне повезло — с откровенно токсичными, агрессивными, неадекватными я не работала, и надеюсь избежать этого в будущем. Есть люди, которые могут находиться и нормально функционировать в тяжелой обстановке, но я к ним не отношусь, впадаю в ступор. Если тратить колоссальное количество энергии на самозащиту и психологическое выживание, это обязательно скажется на результате труда, а я ценю время, силы и свой внутренний баланс.
В современном мире мы проводим столько времени на работе, что, если не получать от нее удовольствия, жизнь превращается в мучение. Да и в повседневной жизни я также держусь подальше от нестабильных людей.
— Мы часто спрашиваем наших героинь про велнес-ритуалы, которые вписываются в реальную жизнь. Есть что-то такое, от чего вы ни за что не откажетесь?
— Сон. Мои восемь часов сна. Мне сказочно повезло, мои дети обычно спокойно спят ночами. Я рано ложусь, в 22.00-22.30, а встаю в 6.30-7 утра, хорошо высыпаюсь.
— А как же светская жизнь?
— Часто ли вы видите меня в светской хронике? Я редко куда хожу, обожаю быть дома, ценю время, которое провожу с детьми. В длительные командировки тоже стараюсь брать с собой. Вообще, если не учитывать работу, у меня довольно скучная для многих жизнь, но одно могу сказать точно — каждый день я засыпаю счастливым человеком.