Команде NUSELF повезло: нас окружают удивительные героини — вдохновляющие, ироничные, самодостаточные. Настоящие #NUSELF_girl. Поговорили с фотографом, дизайнером и архитектором Полиной Полудкиной о том, как выбирать искусство и легко обновлять интерьер.
/ 23 января 2024

— Как начинается твой день и какая зона дома — самая важна с утра? 

— День начинается стандартно: на меня смотрит сын Боря и ждет, пока я проснусь окончательно. В основном все рутины связаны с сыном: чистим зубы, завтракаем. Что касается моих практик: я умываюсь, наношу сыворотку с витамином С и дневной крем — уход за кожей меня бодрит и заряжает на день. После я обязательно завариваю чашечку дрип-кофе. 

Другие утренние ритуалы, которые я люблю, — включить аромалампу, увлажнитель воздуха, зажечь точечное освещение, расставить вещи, не убранные с вечера. Все это начинает шуршать и создавать приятное чувство домашнего уюта. 

Что касается любимого места в начале дня — это однозначно кухня. Мне нравится просто стоять и смотреть в окошко.

Арт-работа: Нино Капанадзе. Рубашка Naked Shoulders, поло Aeron, брюки YUZEFI, перчатки LOULOU STUDIO, балетки Le Monde Béryl, серьги Coperni

Арт-работа: Нино Капанадзе. Рубашка Naked Shoulders, поло Aeron, брюки YUZEFI, перчатки LOULOU STUDIO, балетки Le Monde Béryl, серьги Coperni

— У тебя архитектурное образование. Как ты пришла в интерьерную фотографию? 

— Я 10 лет работала архитектором и дизайнером в разных бюро и на фрилансе и все это время училась в институте. Уже ближе к выпуску я почувствовала, что архитектурная практика — не совсем моя история: я не могу подбирать дверные ручки и держаться в микро-оптике, мне важнее видеть общую картину. Стройка — это долгий процесс, и мне не хватает терпения, чтобы дойти до результата. 

Защитив диплом, я поехала в арт-резиденцию в Черногорию, где познакомилась с архитектурным фотографом Юрием Пальминым, и он рассказал мне об этом направлении. Оно только набирало обороты, как и запрещенная соцсеть — люди вели личные блоги и не думали о продвижении, как происходит сейчас. Я вернулась в Москву, поступила на курсы по архитектурной фотографии в Британке и постепенно начала работать в этой сфере.

Все 7 лет своей практики я наблюдаю, как круто развивается рынок: архитекторам нужна красивая картинка — вместе с количеством профессиональных заказов растет и общая визуальная насмотренность. 

— До недавнего времени ты также курировала арт-платформу «Объединение». С чего начать собирать авторские предметы декора и искусства, если совсем не знаешь, куда смотреть? Понятно, что универсальный ответ — руководствоваться вкусом, но, может быть, есть тренды, за которыми стоит следить?

— Ни в коем случае нельзя следить за трендами — только за своим сердечком! (смеется) Что-то откликается — берите. 

— Куда идти в Москве и что смотреть прямо сейчас? 

— Базово загуглите «арт-галерея» и пролистайте все страницы. Ходите на выставки и ждите момента, когда внутри щелкнет: «Это мэтч». Не обязательно сразу покупать концептуальных художников — может, окажется, что вы любите классику, и ничего зазорного в этом нет. В «Объединении» мы представляли в основном современные работы, а у меня дома есть и более классические вещи. Это тоже могут быть молодые авторы — но они не всегда какие-то экстраконцептуальные, я вот фанат пейзажей.

Арт-работа: Нино Капанадзе. Жилет Róhe, брюки Róhe, шарф k é k é, балетки Le Monde Béryl

Арт-работа: Нино Капанадзе. Жилет Róhe, брюки Róhe, шарф k é k é, балетки Le Monde Béryl

— Одна из возможных ошибок новичков — неразборчивость: как при тяге к коллекционированию не удариться в накопительство?

— В принципе, иногда слишком много работ — это даже хорошо. Есть интерьеры, которым идет шпалерная развеска — это когда картины висят плотно, как в музее. 

Если вы не уверены в сочетании всего со всем, можно пойти к кураторам: они помогут определиться, что вам больше нравится, задать тему, стиль, смысл будущей коллекции. Я, например, долго не могла признаться себе, что хочу видеть у себя дома достаточно конкретные формы, а не абстрактные, которые сейчас «модно» любить. 

— Это вообще неочевидная мысль: что куратор — не только человек, который собирает выставки в галереях. 

— Тем же кураторам из галерей можно писать с частными обращениями: включиться в ремонт на этапе проектирования, подобрать искусство в готовое пространство, предложить развеску. 

— Как меняется портрет человека, который собирает современное искусство?

— Когда я только начинала работать с искусством, это были в основном состоятельные люди, которые не всегда понимали, что такое современное искусство и почему оно стоит недорого. Сейчас становится больше галерей и больше художников — и вместе с тем все более молодая аудитория обращает внимание на работы.

Арт-работа: Катя Любавская. Поло Aeron, рубашка Studio 29, рубашка Studio 29, рубашка Naked Shoulders, блуза Róhe, лоферы HEREU

Арт-работа: Катя Любавская. Поло Aeron, рубашка Studio 29, рубашка Studio 29, рубашка Naked Shoulders, блуза Róhe, лоферы HEREU

— За какими авторами ты сама сейчас следишь? 

— У меня много художников, за которыми я сейчас слежу. Выделю Александра Гронского — фотографа, который снимает Москву, очень хочу повесить его фотографию у себя в спальне над кроватью. Я очень люблю керамику Маши Егоровой — нежные и поэтичные работы сложных форм с ожившими капельками и цветочками. Восхищаюсь Катей Любавской — она архитектор, у нее невероятно тонкие и ироничные работы на тему женственности, быта. 

— Вернемся как раз к быту. В последние годы мы стали больше времени проводить дома, и часто ощущение, которое может сопровождать работу дома, — будто стены давят. Как его избежать? 

— Если вы на этапе выбора дизайна, я всегда советую не делать ничего, опять-таки, трендового, а собрать условный белый куб, внутри которого можно деталями полностью менять пространство. Если в квартире уже есть вводные — попробуйте перестановки. Я раз в полгода двигаю мебель, это освежает помещение и вносит легкость не только в интерьер, но и в психологическое состояние — чувствую, что могу что-то менять. Даже переставить книги или декоративные мелочи может сыграть на руку и дать чувство новизны. Важно также избавляться от лишнего — отдавайте или продавайте то, чем вы не пользуетесь, или то, что не носите больше полугода. 

Говоря о самих стенах: не обязательно вбивать гвоздь под конкретную картину, чтобы потом ее нельзя было снять. Графику всегда можно приклеить на скотч, на магнитный лист, на рейл с леской, а большие картины — поставить прямо на пол. Это рождает свободу для смены экспозиции.

Арт-работа: Катя Любавская. Футболка Vanise, юбка Patou, шарф Studio 29, туфли Le Monde Béryl

Арт-работа: Катя Любавская. Футболка Vanise, юбка Patou, шарф Studio 29, туфли Le Monde Béryl

— Подвижные элементы пространства упрощают жизнь с маленьким ребенком? Какие интерьерные советы ты дала бы людям с маленькими детьми? 

— Подвижность — однозначный плюс. (смеется) Очень важно правильное хранение. Когда оно продумано, когда много закрытых полок — это гарантирует порядок, исключает визуальный шум и просто делает жизнь проще: после того как вечером ребенок устроил ковер из игрушек, их получится быстро убрать по местам. 

— А если наоборот — в квартире живет несколько поколений: как согласовать разные пожелания? 

— Я бы рекомендовала обращаться к архитекторам — без опыта трудно решить такой запрос. Задача специалиста — как раз помочь структурировать разные пожелания и расставить приоритеты. Вопреки стереотипу, работа с архитектором скорее сэкономит вам бюджет. 

Самое простое, что я могу предложить, — зонирование. Пусть у каждого будет свой уголок, где он может «оторваться».

— Бывает так, что мы выбираем предмет по картинке в интернете, приносим домой и понимаем, что он вообще «не отсюда». На что ориентироваться, чтобы избежать этого несовпадения? 

— В случае предметов искусства их можно брать на примерку! Тебе из галереи привозят работы домой, и ты смотришь, насколько они подходят к конкретному помещению. На то, встанет условная картина или нет, влияет и свет, и количество других объектов в доме. 

— Но эта схема не работает в случае с лампами и чайниками…

— Здесь работает только опыт — это как с одеждой: чем чаще покупаешь ее онлайн, тем лучше представляешь, как она выглядит в жизни. Не ленитесь отдавать, продавать или возвращать то, что не подошло.

Арт-работа: Александр Гронский. Рубашка Naked Shoulders, юбка Studio 29, лоферы Dear Frances

Арт-работа: Александр Гронский. Рубашка Naked Shoulders, юбка Studio 29, лоферы Dear Frances

— Какие ошибки ты совершала в создании своего интерьера и что посоветовала бы себе на старте ремонта? 

— Если честно, я так довольна тем, что получилось, что мне сложно говорить о каких-то ошибках! Эту квартиру делала архитектор Саша Белявская — спасибо ей за потрясающую планировку. Мое решение, а не Сашино — сделать белый букле-диван, и это единственное, к чему я могу придраться: он быстро пачкается. 

— Если бы пришлось спешно переезжать, какие 3 предмета ты бы забрала с собой? 

— Мне действительно приходилось спешно переезжать! (смеется) Я взяла с собой работу Кати Любавской — это салфеточка, на которой бисером вышито «home sweet home». Совершенно не функциональная вещь, но напоминающая мне о доме. Брала привычную уходовую косметику, потому что на новом месте сложно что-то подобрать, а уход дает чувство безопасного быта. В моем багаже была и тонна дрип-пакетов — пока я наливаю водичку через фильтр, замедляюсь и успокаиваюсь. 

— А какие вещи дома говорят о тебе больше всего? 

— Подборка искусства, сочетание фактур: красный винтажный паркет, стекло под старину — но в чистеньких белых стенах. Этот контраст точно про меня.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА NUSELF В TELEGRAM