— Прежде чем запустить vesnaskoro, ты руководила PR кинотеатра «Художественный», ГЦСИ и управляла другими крупными проектами в сфере культуры. Как ты поняла, что пора открыть собственный бизнес?
— На самом деле я очень институциональный человек: мне нравится заниматься стратегией брендов, растить их, придумывать новые способы заботы об аудитории — в общем, двигаться от точки А к точке Б. В какой-то момент я поняла, что мой опыт с институциями очень большой и разный: в том же ГЦСИ я успела поработать и с выставками, и с перфомансами, и с театральными проектами. Мне хотелось объединить всю эту мозаику направлений и создать место, где будет интересно, ярко, комфортно работать, — так появилось vesnaskoro.
— Специализация vesnaskoro — культурный PR. Чем он отличается от «обычного»?
— Я бы сказала, что у них одни инструменты, но разные задачи. Цель «обычного» PR — создать образ бренда, который в конечном итоге продает продукт. В культуре мы, безусловно, тоже хотим, чтобы на выставки ходило как можно больше людей, но моя главная задача — не просто продать билеты, а соединить с проектами ту аудиторию, чью жизнь эти проекты действительно обогатят, подарят ей новую глубину.

Фото: Саша Мурашкин
На Тане: топ POSSE

Фото: Саша Мурашкин
Cет-дизайн: vesnaskoro
— Среди проектов vesnaskoro есть представители как современного искусства, так и более традиционного. Эти направления часто считают взаимоисключающими — почему тебе нравятся и молодые художники, и условный музей «Новый Иерусалим»?
— Современные проекты учат быть открытыми и по-настоящему толерантными, потому что по мере работы ты встречаешь очень много нестандартных взглядов — с какими-то ты, может, и не согласен, но примеряешь чужую оптику на себя, и она делает тебя шире как человека.
Главное, что дает взаимодействие с традиционными институциями, — возможность прикасаться к истории и масштабу. Мало какой пиарщик не мечтает хоть раз в жизни сделать «блокбастер», а крупные музеи — лучшая площадка для этого. Тот же «Новый Иерусалим» минимум дважды в год устраивает грандиозные выставки с мировым искусством — так я, например, познакомилась с лично внучками Шагала. Классический музей – это встреча с подлинными шедеврами, хранением, архивами, научной работой. Огромная глубина. И быть частью этой работы — настоящее счастье.
— Как часто ты сама ходишь в музеи в роли посетителя?
— Раза два в неделю я точно оказываюсь на выставках: регулярно хожу на открытия и стараюсь узнавать новые имена. Не всегда есть возможность задержаться — так что погруженно рассматриваю искусство во время отпусков и праздников.

Фото: Саша Мурашкин
Сет-дизайн: vesnaskoro
В этом году на меня произвели впечатление три персональные выставки. Первая — Михаила Рогинского в музее «Полторы комнаты»: я очень люблю этого художника, к тому же на самой выставке было потрясающее экспонирование. Вторая — Виктора Попкова в Третьяковской галерее: никогда не видела столько его работ, собранных в одном месте. Для меня заново открылись ракурсы, техники, методы композиции. Третья выставка — Александра Лабаса в «Новом Иерусалиме», проект, который мы открывали с vesnaskoro. Я большой фанат — вижу в картинах Лабаса какую-то особую нежность: скоро пойду смотреть экспозицию в третий раз и всем советую, выставка идет еще пару недель.
— А куда бы ты советовала поехать на выходные, чтобы приобщиться к современному и не только искусству? Ведь vesnaskoro активно работает с инициативами в регионах — взять, например, фестиваль «Толстой» в Ясной Поляне.
— Очень рекомендую доехать до «Выкса-фестиваля», который мы ведем несколько лет, или просто так добраться до Выксы — сегодня это очень красивый город. Там потрясающие пруды, арт-резиденция, больше сотни муралов по всему городу и моя любимая работа Тимофея Ради «Все это не сон». А в августе будет еще один фестиваль, книжный, который мы делаем вместе с казанской «Сменой».
Еще одно прекрасное место на воде — Нижний Новгород, где сейчас идет Биеннале экологического искусства. Это крупный международный проект, там больше пятидесяти стран-участников — то, что я видела своими глазами, очень хорошо.
Третье направление — Екатеринбург: в городе сейчас расцвет современного искусства, а если устали от галерей — можно сесть на машину и оказаться в горах.

Фото: Варвара Топленникова
Объекты: Bitossi, R+D.LAB, Completedworks, NEW MAGS

Фото: Саша Мурашкин
На Тане: топ POSSE
— Ты как-то делилась в соцсетях, что упорство — один твоих главных навыков. Насколько упорство и перфекционизм важны в руководстве PR-бюро? Как сохранять баланс между стремлением соблюдать планы и легким отношением «будь что будет»?
— Я перфекционист, правда! Это дает возможность постоянно держать фокус на важных вещах в работе, но иногда бывает сложно для команды, я с собой (и они со мной) борюсь и работаю (смеется). Моя задача всегда была — создать такое место, в котором команде будет интересно, легко и очень красиво делать то, чем мы занимаемся. Речь тут и о самих стенах, в которых мы работаем, о проектах, за которые мы беремся как бюро, и о самом выборе людей в команду, и о свободе экспериментировать — недавно, например, мы открыли в vesnaskoro направление сет-дизайна. Наш дебют вы могли видеть на трехлетии NUSELF.
— А что тебе как руководителю важно в команде?
— Я работаю с людьми, которые горят своим делом, — это главное. Я уверена, что все хотят сделать очень хорошо, и если что-то упускается — я спокойна: мы все равно следуем принципу do our best. Еще я считаю полезным качеством упорство — даже при наличии таланта без упорства многих успехов бы не сложилось. У всех коллег из vesnaskoro отличное чувство юмора — вообще самое важное в жизни. Сейчас тот момент, когда я иногда останавливаюсь на минуту в рабочем процессе, смотрю на свою команду и понимаю, что это ровно то, о чем я всегда мечтала!
— Как ты обычно отдыхаешь? Расскажи про любимые велнес-практики и культурные привычки.
— Я очень люблю путешествовать — самые свежие мысли и идеи приходят ко мне именно в дороге, какой бы она ни была: поездка на машине по трассе или верховая езда. Обожаю находить красоту и подглядывать за другими — всегда смотрю, как устроены сувенирные магазины и общественные пространства в тех же музеях, сады, небольшие шоурумы, обожаю красивые цветочные лавки, да чего уж там — обожаю следить за модными трендами и внимательно наблюдаю за развитием локальных брендов.
Раз в неделю полтора часа я занимаюсь вокалом и иногда выступаю для друзей — это хобби приносит мне много вдохновения. Я не училась в музыкальной школе, но сколько себя помню — несколько раз в день в ответ на какие-то ситуации пропеваю строчки из песен (смеется).
— Как натренировать в себе навык замечать красивое, а не просто бегать по достопримечательностям?
— Как говорит Ольга Львовна Свиблова: «Il faut avoir les yeux ouverts». «Важно держать глаза открытыми». Смотрите пристально: за каждой вещью стоят решения, история и тепло чьих-то рук — попробуйте почувствовать их, когда смотрите на предметы искусства.
Менее изящное, но рабочее решение — почаще выпускать из рук телефон. Стоит только направить взгляд по сторонам, как окажется, что вас обязательно что-то зацепит.