Несмотря на то что мы по привычке называем многие российские бренды «локальными», Walk of Shame это определение давно перерос. История марки стартует с 2011 года, дебютное шоу на Парижской неделе моды состоялось за год до всеобщего карантина, но узнаваемым за рубежом «Волк оф шейм» стал и того раньше: с середины десятых его основатель Андрей Артемов показывал избранные изделия коллекций на международных байерских вечеринках.
Дизайнер по образованию, карьеру в мире моды Артемов начал младшим стилистом в глянце, а позже занял пост старшего редактора в журнале L'Officiel. Отправная точка оказалась удачной: устроиться сотрудником в модный дом на тот момент было проблематично, попасть учиться в зарубежный бренд — тем более. А делать одежду Андрею хотелось всегда — но долго не приходило название. Оно появилось полуслучайно: подруга Артемова пошутила, что walk of shame — это их постоянный образ жизни. «Дорогой стыда» называют утреннее возвращение после особенно веселой ночной тусовки — и этот смысл органично вшился в наивные вещи из первой коллекции: свитеры с собачками, психоделическими розами и другими атрибутами tumblr-культуры.
Андрей признается, что, придумывая Walk of Shame, не ставил задачи совершить прорыв среди российских брендов. Ему хотелось создавать ироничную и притом носибельную одежду, в которой из пятничного офиса можно сразу рвануть хоть на свидание, хоть на дегустацию коктейлей в новом баре ЦАО. Шутливыми и легкими вещи остаются до сих пор: в сезоне 2023 огромные «папины» кожанки сочетаются с ультрапрозрачными платьями, а в этом году у бренда вышла мужская коллекция. Но все номинально: сам дизайнер предлагает делить на двоих «русалочьи» костюмы, рубашки из тюля и более универсальные предметы — бомберы, джемперы и двойки, напоминающие униформу советских школьников.
Обращение к ностальгии — один из излюбленных приемов Андрея Артемова, который начал скучать по нулевым еще до того, как это стало мейнстримом, а сегодня — показывает ворох отсылок к очень разным культурным кодам: это и Y2K, и детство на даче у бабушки, и уличный стиль окраин — что российских, что тех, которые мы видели в сериалах десятилетней давности о трудных подростках. Притом до пандемии одним из главных рынков для Walk of Shame был Восток: Андрей рассказывал, что одинаково вдохновляется как корейскими модниками, так и девушками, создающими остромодные луки на базе modest fashion — стиля, принятого главным образом в мусульманских странах. Еще один сквозной источник референсов для Андрея — детство в родной Уфе: так, в одной из коллекций «Волка» появлялся оммаж учительнице — трикотажные платья, будто испачканные в мелу.
Несмотря на трудные времена для моды в России, Артемов не унывает и планирует по-прежнему работать с иностранными концепт-сторами — например, люксембургским Kontur и парижским Tom Greyhound. К переориентации на местный рынок бренд тоже был готов — параллельно закрытию магазинов в Китае во время карантина WOS запустил оффлайн-пространство в Москве.
В числе «муз» (как называет своих любителей WOS в запрещенной сети) побывали и светские дивы Москвы начала десятых — те же Илона Столье или Ксения Собчак, и модные инфлюенсеры — например, Леандра Медин и Ирина Шейк, и селебрити из мира искусства: Рената Литвинова и Рошин Мерфи. Артемов подчеркивает, что никогда не стремился попасть в какой-то конкретный срез аудитории, — появление своих вещей на девушках с очень разными ценностями он воспринимает как логичное развитие бизнеса.
Что еще нужно знать о Walk of Shame?
· В 2019 году бренд переименовался в WOS, потому что «перерос» собственное имя, но новая мужская коллекция снова вышла под лейблом Walk of Shame. Сегодня эти названия взаимозаменяемы.
· Одна из самых узнаваемых вещей бренда — джемпер с надписью «I’m a luxury». Такой же когда-то носила принцесса Диана. Модель WOS куда доступнее, и фокус с эксклюзивной вещи смещается на ироничный стейтмент ее носителя.
· У бренда был совместный дроп с Ксенией Собчак: в 2021 году они выпустили мерч YouTube-канала селебрити.
· В архиве WOS — показы в галереях: московской Третьяковке и The Hole в Нью-Йорке.
· Артемов долгое время совмещал управление брендом с работой стилистом на фрилансе. В первые три года после запуска у WOS не было офиса.
· Интерьер московского бутика Walk of Shame проектировал тот же архитектор, который помогал Андрею cтроить квартиру, — Петр Юшин.
Главные тренды, подборки от стилистов и эксклюзивные предложения — в телеграм-канале NUSELF