Представьте себе танец, в котором нет жестких правил, где каждый шаг рождается из ощущений, а не из заранее выученной хореографии. Добро пожаловать в мир Гаги — революционной практики, созданной израильским хореографом Охадом Нахариным.
/ 14 марта 2025

Танец Гага родился из личного опыта Нахарина. В середине 1990-х годов, после травмы спины, он столкнулся с необходимостью найти способы работы с телом, которое больше не могло выполнять привычные движения без боли. Это привело к поиску новых методов восстановления физической активности, что, в свою очередь, стало основой для создания Гаги. Вместо того чтобы придерживаться жестких структурированных техник, Нахарин предложил танцорам и практикующим сосредоточиться на собственных ощущениях, интуитивном восприятии движений и работе с телесной свободой.

Основная идея Гаги заключается в том, чтобы позволить телу двигаться без ограничений, ориентируясь на внутренние импульсы, а не на заранее заготовленные схемы. Это не просто танцевальная техника, а философия движения, которая открывает возможности для самовыражения и поиска новых форм в танце. Этот подход находит отклик в современном обществе, где ценится индивидуальность и внутренняя гармония. Как утверждает сам Нахарин, «важно не то, как вы двигаетесь, а то, как вы себя чувствуете во время движения».

Юлия Выдолоб, фэшн-журналистка, партнер агентства Dot Comms

«Про Гагу я узнала, когда переехала в Тель-Авив. Это не спорт, а язык движения: его придумал израильский хореограф Охад Нахарин, и он сильно повлиял на весь израильский современный танец в целом. Ну а для меня и всех тех, кто приходит на занятия в красивое здание центра Сюзанн Деллал и онлайн, это практика исследования своего тела и его возможностей. Это необычный и сильный опыт: в зале нет зеркал, полная свобода и осознанность, главное — не прекращать двигаться. При этом никто к тебе не подходит, не поправляет, нет «правильного» и «неправильного», идет лишь диалог, похожий на промпты. Сейчас мы представим, что мы — спагетти, которые варятся на маленьком огне, сейчас мы почувствуем связь между кончиками пальцев правой руки и левой ноги, сейчас мы помашем хвостом так, будто он у нас есть. Все движутся по-своему — рядом могут быть и 18-летние, и 80-летние, и у каждого свой ритм. Гага — это мощное освобождение через движение. Когда тело отпускает зажимы, за ним следом расслабляется и голова. Бывало, что я приходила на занятие в состоянии дикого стресса и тревоги, а выходила с ощущением покоя и доверия к миру. Гага через движение вытаскивает из тебя что-то очень глубинное. Понятие «прогресс» здесь неуместно. Гага — это не про «научиться», а про исследование, которое никогда не заканчивается. Но да, со временем тело начинает иначе чувствовать пространство, движения становятся более свободными, осанка выравнивается. То есть ты вроде как не ставишь себе цель, но изменения все равно происходят».

Отличительной особенностью Гаги является отказ от зеркал в процессе репетиций. Это позволяет танцорам сосредоточиться не на внешнем виде их движений, а на внутренних ощущениях. Поскольку нет строгой хореографии, участники могут полностью посвятить себя чувству, которое возникает в момент движения, воспринимая его как нечто уникальное. В результате танцоры начинают «слушать» свое тело, учат его работать с различными темпами, усилиями и переходами, развивая гибкость не только физическую, но и эмоциональную.

Гага также включает в себя элементы йоги и контактной импровизации, но основное внимание уделяется внутреннему восприятию и интуитивному отклику. Этот подход помогает исследовать и освобождать скрытые потенциалы тела, открывая доступ к новым способам движения, которые могут быть как расслабленными, так и энергичными. Танцоры, практикующие Гагу, обучаются прислушиваться к своим ощущениям, устраняя все ограничения и барьеры, которые возникают в традиционных танцевальных практиках. Танец здесь становится не просто физическим действием, а способом саморазмышления и самовыражения, с глубоким акцентом на чувства и восприятие. 

Адепты Гаги уверяют, что она улучшает физическое состояние — снижает риск травм, так как метод направлен на гармоничное развитие всех групп мышц, балансировку тела и улучшение гибкости. Учитывая, что Нахарин сам пережил травму, его подход ориентирован на создание безопасных и продуктивных условий для движения. В отличие от традиционных танцевальных техник, которые часто требуют жестких поз и избыточных усилий, Гага предлагает движение без напряжения, позволяя телу развиваться естественно. 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА NUSELF В TELEGRAM