Чтобы работать лучше, но меньше.
/ 16 мая 2024

О состоянии потока говорят велнес-эксперты, знаменитости, предприниматели из Силиконовой долины — в последней даже предлагают специальные тренинги, которые, если верить авторам этих программ, настроят мозг на невиданную продуктивность с помощью электростимуляции. 

На самом деле термин «поток» появился задолго до соцсетей и диджитала как такового. Впервые это слово использовал в 1970-ых американский психолог Михай Чиксентмихайи — его заинтересовали люди творческих профессий, которые порой погружаются в свое дело настолько увлеченно, что буквально забывают о внешнем мире. Собственно, «поток» и означает глубокое погружение с предельной концентрацией на том, чем вы заняты.

Современные исследователи потока считают, что в таком состоянии мы испытываем постоянную подпитку систем мотивации и удовольствия, благодаря чему и не отвлекаемся часами на посторонние стимулы. Сверхпродуктивный настрой часто сравнивают с гиперфокусом, а иногда и вовсе отождествляют два понятия. 

На этом моменте важно оговориться: гиперфокус в первую очередь характерен для людей с конкретным диагнозом — СДВГ — и не всегда приносит радость, несмотря на рост эффективности. Во-первых, гиперфокусом трудно управлять; во-вторых, обладателям проблем с вниманием он нередко приносит ощущение измотанности и опустошенности. Это две главных разницы: в поток можно попробовать попасть самостоятельно, его можно прервать усилием воли и после чувствовать себя отлично. Если вы чаще, чем хотели бы, проводите за работой по 8 часов без перерыва на еду и воду — возможно, стоит посоветоваться со специалистом. Но если просто хочется трудиться чуть собраннее или наконец научиться читать, не проверяя ленты, — вот несколько советов, как поймать поток.

Отправных пути — два, и они контрастные. Важно заметить, что настраивает вас лучше, а дальше уже предпринимать точечные усилия. Попробуйте проанализировать (с наскока или в течение пары недель — с помощью дневника), в каких обстоятельствах вы чувствуете больше энергии и готовности работать: за несколько дней, а то и часов до события «икс» (будь то встреча, дедлайн, поездка) или когда времени с запасом — столько, чтобы дать организму возможность «раскачаться» самостоятельно. 

Почему так противоречиво? Мотивация у всех устроена по-разному: одним людям важен «воздух», чтобы двигать задачи комфортными шагами; другим этот воздух необходим, чтобы несколько дней заниматься всем, кроме работы, а потом ненадолго напрячься — чтобы выдать результат, который в обратном случае пришлось бы «размазывать». Правильного и неправильного варианта не существует — просто учитывайте свой, когда ставите сроки. Дальше идеи плюс-минус универсальные для всех — и касаются вашего поведения уже непосредственно за работой.

Исключите раздражители. Хочется написать, будто непременно нужно выключить музыку и убрать телефон подальше, но и тут придется прислушаться к организму: некоторые предметы и звуки, попадающие под раздачу, могут «якорить» вас на продуктивность. Работаете из дома? Попробуйте включить тот же плейлист, который играет на фоне в офисе. Без телефона в зоне видимости тревожно печатать за компьютером? Отключите уведомления, но оставьте на столе, чтобы лишний раз не дергаться. Когда трудно определить, что в обстановке вас действительно отвлекает, а без чего вы жить не можете, двигайтесь опытным путем: от идеально чистого стола и наушников с шумоподавлением (но без музыки!) до той среды, в которой будет комфортно. 

Расстаньтесь с многозадачностью. Наконец-то однозначно: десять дел одновременно мешают потоку. И если выбросить их из головы не получается (или невозможно — не все начальники обрадуются вашему молчанию в рабочем чате, пусть вы и делаете презентацию по работе), вводите дополнительные инструменты менеджмента со своей стороны — предупредите всех коллег, что час будете не на связи, попросите партнера не стучаться к вам в комнату, чтобы предложить кофе.

Добавьте ритуалов. Мозг можно «обмануть», сопроводив трудные дела вознаграждением. Такой подход работает не только в спорте, а еще не обязательно «награда» должна идти после усилия — иногда нужно начать с приятного, чтобы перейти к сложному из состояния спокойствия, расслабленности и удовольствия. Главное — чтобы ритуал повторялся из раза в раз, и его очередность закрепилась у вас в памяти, назовем это, осмысленной и интуитивной. Что попробовать первым делом? 

– Начинать трудиться после велнес-практик — рабочая почта перестает казаться такой уж невыносимой, когда в мышцах нет напряжения, а в комнате пахнет душистыми свечами.

– Переходить к делам, позанимавшись спортом. Благодаря физической активности мозг «подпитан» гормонами радости и удовольствия — любое следующее занятие (даже работа) покажется проще.

Ставьте конкретные цели. Этот совет — один из самых популярных для долгосрочного планирования, но и в краткосрочном пригодится. Двигаться непрерывно легче по списку дел, который разбит на прозрачные шаги. На первых порах пишите детально вплоть до избыточности: какие инструменты вам нужны для той или иной задачи (включить ноутбук, запустить программу, разбить таблицу на участки с формулами), сколько времени она займет, что может пойти не так. Постепенно количество подробностей сократится, потому что вы будете максимально точно представлять, какие задания повторяются из раза в раз: их выполнение обрастет автоматизмом в хорошем смысле слова, и не придется тратить усилие на планирование (подчас неосознаваемое) в моменте.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА NUSELF В TELEGRAM