Как мы определяем, что красиво, а что нет? У мозга свои параметры и критерии, связанные с гормонами удовольствия. Искусствовед, основательница Академии OP-POP-ART и галеристка Анастасия Постригай объясняет, как формируются эстетические предпочтения.
/ 17 октября 2023

Вопрос «что мы считаем красивым?» изучает молодая наука — нейроэстетика. Она исследует связь между нашими оценками красоты и законами работы мозга. Один из её пионеров, Вилейанур Рамачандран, вывел 9 принципов, которые объясняют, почему видеть некоторые вещи нам приятно, а некоторые нет, и в чем между ними разница. 

Нейроэстетика существует всего четверть века, но ее законы берут начало в инстинктах, которые помогали людям десятки тысяч лет назад выживать: отличать съедобное от несъедобного, выглядывать хищника в кустах и т.д. И если наши предки справлялись с этими задачами, организм награждал их выбросом гормонов удовольствия. А наш мозг это запомнил. И хотя сейчас хищники в кустах нам попадаются немного реже — разве что ваши коллеги по офису могут иногда претендовать на эту роль, механизмы никуда не делись, и благодаря им в нас по умолчанию заложено чувство прекрасного.

Принцип гиперболы

Принцип гиперболы

Наш мозг в своей жажде красоты не только прозорлив, но и ненасытен. Чем больше по размеру симпатичный, а значит, безопасный для него объект, тем больше дофамина он обещает. Это принцип гиперболы, и его часто используют маркетологи, размещая в рекламе огромные объекты. Помните, к примеру, рекламу Jacquemus с гигантскими 3D сумками на улицах Парижа? Похожие ролики со своими вещами делали и Alexander Wang, Maybelline и другие бренды. Rimmel несколько лет назад пошли дальше и установили на улицах Лондона огромный флакон быстросохнущего лака. 

Если художник изображает какой-то предмет крупнее и выразительнее, чем он есть в реальности, то знайте: он уже подкупил ваш мозг щедрой порцией дофамина. Пример — скульптура Саяна Байгалиева в виде пиалы, которая выглядят «пиалистее», чем настоящая посуда, и притягивает внимание гораздо больше обычной чашки. Эта работа сейчас участвует в выставке «Исследуя красоту» в моей Postrigay Gallery, которая как раз посвящена нейроэстетике и научному поиску корней прекрасного.

Симметрия

Симметрия

Другой важный принцип — симметрия, и работает он двояко. В живых существах мы воспринимаем ее как признак здоровья — именно поэтому нас привлекают правильные пропорции и гармоничное сочетание различных черт. Но когда симметрии слишком много, мозг подает сигнал тревоги. В природе столько различных сочетаний и форм, что в абсолютно симметричных конструкциях мы чувствуем подвох. Этим пользуются режиссеры: вспомните кадр из «Сияния» Стэнли Кубрика с сыном главного героя и девочками-близнецами в коридоре — симметрия тут нужна, чтобы выкрутить датчик тревоги на полную. А у Уэса Андерсона симметрия — это часть режиссерского бренда, и с ее помощью он транслирует как иронию, так и трагедию. 

Обе стороны этого принципа используют и художники. Часто даже одновременно: так, в абстракциях Светы Исаевой — еще одной участницы выставки «Исследуя красоту» — можно встретить объекты правильной формы, но свободно распределенные по полотну.

Способность отделять объекты от фона

Способность отделять объекты от фона

Еще одно умение нашего мозга, которое помогает нам замечать красоту и радоваться ей, — это способность отделять объекты от фона. Причем радоваться в прямом смысле: этот навык помогал древним людям замечать в пространстве хищника или, наоборот, что-то съестное. То есть в любом случае оставаться в выигрыше — либо ты вскоре вкусно поешь, либо хотя бы не будешь съеден сам, что тоже приятно.

 В нейроэстетике этот навык стал принципом контраста, и в искусстве он один из важнейших. Например, именно контраст лежит в основе новаторства Караваджо: он работал со светом как с прожектором, выделяя героев картин, будто на театральной сцене. Умело использовал контраст и Матисс — видя смелые и открытые сочетания цветов на его полотнах, наш мозг ликует. Контраст может проявляться не только в цвете, но в размере или форме. А иногда сразу и в том, и в том. В «Девочке на шаре» Пикассо противопоставляет, собственно, хрупкую девочку на шатком шаре и монументального мужчину, под которым — устойчивый куб. Этот принцип можно проследить в серии «АСАСД» художника Евгения Дедова. Он изображает один и тот же цветок, но в различных ракурсах и под разным освещением — и каждый раз получается новый образ.

Принципы группировки

Принципы группировки

Но неужели все, что мы знаем о красоте, взывает только к голоду и опасности? Нет, есть еще одна движущая сила — наше любопытство. Так работают принципы группировки, решения проблем восприятия и отвращения к сходному мнению. Звучит сложно, но суть у них простая: нашему мозгу нравятся загадки, недосказанности и секреты. Он любит искать образы там, где в первую секунду мы видим визуальную какофонию, или достраивать их. Поэтому, например, фары и радиаторы автомобилей нам напоминают человеческие лица с разными выражениями, а в узорах старого ковра на стене мы можем разглядеть вообще что угодно. 

Художник Джузеппе Арчимбольдо в далеком от Рамачандрана и нейроэстетики 16 веке создавал натюрморты с овощами и фруктами, в которых можно было узнать портреты людей. Смотришь — просто ваза с фруктами, а перевернешь — и уже похоже на мужское лицо. Но ярче всего этот эффект проявляется в абстрактной живописи, когда мы ищем в ней знакомые образы. А когда находим, в мозге взрывается хлопушка с дофамином: «Вот оно! знакомое!» Художники — опять же, задолго до науки, о которой мы сейчас говорим, — интуитивно подыгрывали зрителям. Так, Василий Кандинский не давал своим работам конкретные названия — все «композиции» да «импровизации» — чтобы не сбивать зрителей с поисков. На выставке «Исследуя красоту» можно увидеть работу Ники Черняевой — художницы с опытом социолога, которая заставляет зрителя искать общее в частном и частное — в общем. Найти знакомый образ на ее красочном полотне сложно, но когда это происходит — мы чувствуем то самое «вот оно!».

Зная, как наш мозг определяет, что красиво, а что нет, и почему мы радуемся, видя гигантскую сумку в Париже или картины Матисса, мы становимся уже не просто наблюдателями. Теперь мы исследователи, которые впервые за тысячи лет истории понимают, почему все, где мы находим прекрасное: кино, искусство, мода, даже просто узор на ковре, — вызывает у нас столько эмоций. Именно так представляет искусство выставка «Исследуя красоту» в Postrigay Gallery. На ней вы как раз попадете в кабинет ученого, который тоже задается вопросом «что такое красота?» и, взяв за основу принципы нейроэстетики, объясняет себе и зрителям, чем их цепляют работы современных художников. Кроме Евгения Дедова, Саяна Байгалиева, Ники Черняевой и Светы Исаевой в выставке участвуют работы Андрея Ефимова, Ивана Горшкова, Маши Сомик, Елены Поповой, Вики Бегальской и Александра Вилкина. Выставка проходит в Cube.Moscow до 20 ноября.