Искусствовед с 20-летним опытом, основательница Академии OP-POP-ART и галереи Postrigay Gallery Анастасия Постригай сходила на превью главного арт-события года — и делится стендами-фаворитами.
/ 12 сентября 2025

Из года в год Cosmoscow — не просто ярмарка, а настоящий арт-марафон, и на этот раз — с особенно приятным послевкусием, потому что качественного искусства много. Я побывала на превью и поделюсь с вами небольшим гидом — он поможет рассмотреть самое важное в этом многообразии.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ИНТЕРВЬЮ NUSELF С АНАСТАСИЕЙ ПОСТРИГАЙ

Как успеть все самое интересное

На Cosmoscow представлены 99 галерей — не просто так после превью все валятся с ног. Так что начну сразу с навигации. Экспозиция поделена между двумя этажами. Основные стенды расположились на первом, и в этом пространстве очень комфортно: много воздуха, простор, можно легко сориентироваться по схеме на входе. Здесь секции «База» и «Контур», проект художников года (группа «Провмыза») и стенд «Коллекционер года» — им стала Наталия Опалева, основательница Музея AZ. А еще недалеко от входа, у правой стены, расположился проект фонда «Новые коллекционеры» un[пак]ing. Коллекция Милы Ли и Дениса Пака буквально распаковывается зрителями — работы спрятаны в специальных ячейках. Экспозицию будут менять на протяжении всей ярмарки.

Проект un[пак]ing фонда «Новые Коллекционеры». Фото: телеграм-канал фонда.

Проект un[пак]ing фонда «Новые Коллекционеры». Фото: телеграм-канал фонда.

На втором этаже — микс тиражного искусства и дизайна, стенды победителей в номинациях «Музей года» и «Институция года» (музейный центр «Площадь мира» из Красноярска и Центр творческих индустрий «Фабрика»). А еще здесь представлены некоммерческие проекты — Limonov Art Foundation коллекционера Сергея Лимонова и Клуб Livre d’artiste Бориса Фридмана, который возрождает жанр книги художника.

Второй этаж слегка не удался по архитектуре — он унаследовал прошлогоднюю путаницу с расположением стендов. Но впечатление скрашивает лаунж Hutton для коллекционеров — просторный, с произведениями искусства и отличным видом на первый этаж.

Тем, кто готов к бюджетным покупкам, рекомендую начинать со второго этажа и смотреть тиражные работы. А если хочется увидеть самые главные имена современного российского искусства — делюсь своими хайлайтами.

Дима Ребус — Morning Floaters. Акварель, химические растворы, вода, бумага. 2025 год. Artwin Gallery. Фото: сайт художника.

Дима Ребус — Morning Floaters. Акварель, химические растворы, вода, бумага. 2025 год. Artwin Gallery. Фото: сайт художника.

Личный топ

Для меня самым метким попаданием в сердечко стал стенд Artwin. Они показывают работы Димы Ребуса. Произведения — огромные по формату, при этом написаны акварелью с добавлением воды из разных источников. На Cosmoscow можно увидеть серию Floaters, которую весной показывали в Лондоне. Хотелось купить весь стенд!

Второй мой фаворит на ярмарке — Георгий Пузенков. Это новое имя в галерее pop/off/art, скоро у него будет персональная выставка. Художник работает с темой цифрового визуала еще с 1990-х годов. Он придумал технику для создания эффекта пиксельного изображения.

Георгий Пузенков Erased Expression #0311. Холст, акрил. 2021 год. Pop/off/art. Фото: каталог галереи.

Георгий Пузенков Erased Expression #0311. Холст, акрил. 2021 год. Pop/off/art. Фото: каталог галереи.

Ольга Чернышева «Купальщики». Фотогравюра, бумага. 2022 год. ПиранезиLAB. Фото: каталог галереи.

Ольга Чернышева «Купальщики». Фотогравюра, бумага. 2022 год. ПиранезиLAB. Фото: каталог галереи.

Также яркие впечатления остались от Alina Pinsky Gallery. У них два стенда, один — с основными именами галереи: Дуня Захарова, Игорь Скалецкий, Наталия Турнова. На противоположной стороне — работы Игоря Шелковского (этот сегмент на арт-рынке называют наследием). Это очень яркое по цвету искусство. И на контрасте получилось изящное сочетание с соседним стендом Marina Gisich Gallery — там в этот раз много черно-белых работ. К слову, у Гисич тоже два стенда, особо отмечу работы Кирилла Чёлушкина.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ИНТЕРВЬЮ NUSELF С АЛИНОЙ ПИНСКОЙ

Если вы, как и я, влюбились в работы Ольги Чернышевой еще на выставке в ГЭС-2, вам точно на стенд ПиранезиLAB. Там много тиражных вещей этой художницы.

Как галерист и коллекционер, я очень погружена в тему нонконформизма. И очень рада была видеть все самые любимые имена на стенде «Коллекционер года» Наталии Опалевой: Анатолий Зверев, Петр Беленок, Евгений Михнов-Войтенко и многие другие.

На кого еще обратить внимание

1. Номинация «Художник года». Арт-дуэт «Провмыза» работает с видео-артом, но для Cosmoscow они подготовили перформативную скульптуру. Любопытно, что создание произведения поддержали Ushatava, а на героях в кадре — одежда бренда.

2. Галерея XL. Здесь можно увидеть Артема Филатова, Анну Желудь, Екатерину Муромцеву. С искусством Кати познакомилась, когда была на Art Dubai два года назад, влюблена с тех пор.

3. Syntax Gallery. Смотрим Валерия Кошлякова — он потрясающий, не попсовый. Художник работает с большими форматами, он создает монументальные миражи, в которых сплетаются греческая и римская архитектура, барокко и сталинский ампир. Также у галереи интересные работы Александра Косолапова — это одна из ключевых фигур соц-арта. И он по-новому интерпретирует знакомые всем образы.

Например, у него есть работы с именем Малевича, вписанным в дизайн Marlboro. 

4. Гридчинхолл. Очень рекомендую обратить внимание на работы Дмитрия Гутова.

Дмитрий Гутов «Терпение, вот в чем нужда». Холст, масло. 2016 год. Галерея Гридчинхолл. Фото: каталог галереи.

Дмитрий Гутов «Терпение, вот в чем нужда». Холст, масло. 2016 год. Галерея Гридчинхолл. Фото: каталог галереи.

Катя Муромцева Invisible 1. Акварель, бумага. 2020 год. Галерея XL. Фото: Анастасия Постригай.

Катя Муромцева Invisible 1. Акварель, бумага. 2020 год. Галерея XL. Фото: Анастасия Постригай.

5. PARAZIT Gallery+Marina Gisich Gallery. В этот раз сразу на двух стендах представлены работы Наримана Калашникова, Игоря Янковского и Семена Мотолянца. Это арт-объекты в виде башенок из мыла. Но не обманывайтесь, в «составе» — дерево, эмаль и металл.

6. NAMEGALLERY. Стас Фальков у нас — новое имя: он работал и учился в Европе. Заинтересовал, думаю, стоит присмотреться. Также здесь качественная полуабстракция Родиона Китаева.

7. a-s-t-r-a. Галерея показывает Олега Доу — художник работает в фотографии, но по эстетике будто вплетает в произведение скульптуру. Почти мраморная кожа героев, жесты — мне по визуалу его искусство напоминает надгробные памятники с фигурами скорбящих ангелов, которые создавали в XVIII-XIX веке.

8. К35. Эта галерея раскрывает имена второго ряда из эпохи шестидесятников, включая Михаила Цэруша и Валентину Поварову. Они были учениками Павла Кондратьева и Владимира Стерлигова, а те, в свою очередь, учились у Казимира Малевича. Это очень ценная связь поколений, особенно когда мы говорим об авангарде, который много лет в СССР был под запретом.

Нариман Калашников, Игорь Янковский, Семен Мотолянец «Маяк 65% (Изумрудный однострелочник)». Дерево, эмаль, металл. 2024 год. PARAZIT Gallery. Фото: каталог галереи.

Нариман Калашников, Игорь Янковский, Семен Мотолянец «Маяк 65% (Изумрудный однострелочник)». Дерево, эмаль, металл. 2024 год. PARAZIT Gallery. Фото: каталог галереи.

Олег Доу Venus. C-print, акрил. 2024 год. Галерея a-s-t-r-a. Фото: каталог галереи.

Олег Доу Venus. C-print, акрил. 2024 год. Галерея a-s-t-r-a. Фото: каталог галереи.

9. Deep List. Стильный стенд, как и всегда. Давно люблю абстракцию Виталия Барабанова. Здесь же зацепили работы из стекла Александры Пацаманюк. Встретила кое-что новое, а заодно и знакомого по выставке в Lobby стеклянного динозавра (80-килограммовый арт-объект подвешен над стендом).

10. Shift. На стенде этой галереи отмечу Тима Парщикова и серию «Телевизоры» группы «Электробутик» (правда, они уже раскуплены).

11. Проекты брендов. В этот раз партнеры ярмарки очень изобретательно подошли к оформлению своих стендов. Звездой соцсетей сразу стал проект «Мистраля» с гипнотизирующей гречкой. Мне показалась удачной инсталляция «Наедине», которую подготовили косметический бренд The Act и художница Мария Катьянова. РБК сделал ретроспективу для студии «Тихая». «Мясной дом Бородина» в коллаборации с AES+F сделал цифровой оазис, а «Самокат» в этом году сотрудничает с художником Дмитрием Кавкой. 

Текст: Анастасия Постригай.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА NUSELF В TELEGRAM
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ OP-POP-ART