Продолжая традиции
Чтобы выделять среди современных авторов интересных, у меня есть собственная методика. Ключевой критерий в ней – наличие диалога эпох, связь с мастерами прошлого и современниками.
У одних художников это проявляется неявно, на уровне чувств: работы Андрея Волкова вызывают такое же ощущение диалога с цветом, как у Марка Ротко, а Кирилл Манчунский своим юмором напоминает Тимура Новикова. Работы других довольно отчетливо отсылают к предшественникам, причем не обязательно к одному: картину Кирилла Гаршина, к примеру, можно воспринять и как оммаж Рембрандту с его «Тушей быка», и как развитие аналогичной темы Хаима Сутина. А картины Ольги Тобрелутс, где геометрические формы будто растут и движутся, выглядят как современное прочтение идей кубофутуристов.
«Голубая роза», версия 2.0
Особые чувства вызывают картины, напоминающие о творчестве объединения «Голубая роза» — моей любимой главы в истории русского искусства. Некоторые современные авторы будто переняли у мастеров Серебряного века нежные голубоватые тона и сюжеты. Они с одинаковым успехом сочетаются и с пейзажем, как у Мики Плутицкой, и с сюрреалистической композицией, как у Дарьи Емельяновой, и с абстракцией, как у Светы Исаевой. Лена Марру и участники «Голубой розы» верят в то, что познать мир по-настоящему можно только глазами и сердцем ребенка, — и именно такой взгляд предлагают ее картины.
Проверены временем и арт-рынком
Можно не первый десяток лет знать этих художников — и все равно изумляться каждый раз, как видишь их новую работу. Или даже не новую — если это, к примеру, работы легендарного нонконформиста Юрия Злотникова родом еще из 1980 года. Они не только глубоки концептуально, но и красивы визуально — недаром Злотников давно стал художником музейного уровня.
Обязательно стоит увидеть и работы Айдан Салаховой и Валерия Чтака. Валерий второй год подряд блистает на Cosmoscow: несмотря на борьбу с рассеянным склерозом, он нашел силы создать «Красоту» — так называется его работа.
Самые эффектные
Некоторых художников узнаешь с первого взгляда — и уже не можешь оторвать глаз от работы, настолько она приковывает внимание. Гобелены Алины Глазун с милыми зверюшками цепляют знакомыми, понятными образами, и уже потом замечаешь необычную точку зрения, с которой художница к ним подходит. В работы Ивана Горшкова можно вглядываться часами, раз за разом находя в них новые детали, образы и ощущения. Просто растворяешься в пейзажах Димы Филиппова — я это постоянно практикую, ведь в моей коллекции Филиппов тоже есть. А статуэтки Алексея Луки не надоедают никогда: в одной работе он сочетает конструктивную сложность, домашний уют и концептуальность, и хозяевам они открываются постепенно, слой за слоем.
За ними будущее
Никогда не знаешь наверняка, каких высот достигнет молодой художник. Если потенциал роста есть — эксперту он заметен, но проявляться может по-разному. О перспективах Гаянэ Аветисян говорит уже тот факт, что она все время на слуху, и попадание на Cosmoscow тому подтверждение. Огромные монохромные полотна Ивана Новикова скупают целыми сериями, в том числе такие акулы арт-рынка, как Сергей Лимонов. А Евгения Дедова любят и за рубежом: я его работы впервые увидела вживую в Стамбуле, а второй раз — в Дубае.
Эксперт: Анастасия Постригай — искусствовед и основательница академии OP-POP-ART