Эти туфли стали «палубными» не случайно. Boat shoes, или топсайдеры (topside можно перевести с английского как «борт яхты») — модель обуви, одновременно похожая на лоферы, мокасины и чешки, — появилась в 1935 году благодаря Полу Сперри. Человек многих талантов: бизнесмен, фотограф, изобретатель — Сперри также был моряком запаса в Американском флоте. Вода манила его всегда: в начале 1930-х Пол начал коллекционировать активно ходить на яхте, пока не получил травму — во время одной из поездок Сперри поскользнулся и упал за борт. «Этого бы не произошло, будь у меня более устойчивые ботинки», — решил Пол. И придумал boat shoes.
Чтобы обувь не скользила по мокрому, ей нужно добавить сцепления. Самое простое решение — шипы: именно их, например, используют для безопасного передвижения по льду. Однако очевидный вариант Сперри не устраивал — яхтсмен переживал, что шипы будут царапать палубу, а обновить ее — удовольствие не из дешевых. В результате Пол перепробовал множество паттернов, которые укрепляли бы подошву, не делая ее острой, но в итоге остановился на мелкой «елочке», вырезанной прямо по каучуковой подошве. Новая модель прошла суровый краш-тест: Пол попросил помощника вылить на палубу яхты ведро воды и начал бег на месте. Удивительно — конструкция обуви оказалась надежной!


Помимо устойчивости, Сперри позаботился о фиксации. Однажды уже рухнув за борт, он решил, что больше не готов отправлять ботинки в свободное плавание, — так в boat shoes появились шнурки, которые опоясывают всю пару и позволяют надежно закрепить туфли и в районе подъема, и на пятке.
Воодушевленный удобством придуманной технологии, Сперри решил запатентовать свое изобретение. Первая компания в спонсорстве отказала — выяснилось, что произвести одну инновационную подошву дороже, чем целую пару. Поддержать Пола вызвалась фирма Converse, которая в конце 1930-х производила обувь как раз на резиновой подошве. Сперри закупал у Converse подошвы, самостоятельно делал на них «елочку», а потом отправлял назад — чтобы на производстве собрали туфли в единое целое и вернули Полу для продажи.


Первые несколько лет Сперри совмещал производство «палубных» туфель с фултайм-работой. Первый крупный заказ случился, когда друг помог Полу составить пресс-релиз о новинке и разослать участникам Круизного клуба Америки. Технология так захватила участников, что все они — 500 человек — заказали у Сперри по паре топсайдеров. В 1939 году boat shoes стали повседневной обувью Военно-морской академии США, а в 1940 предприниматель продал свой бизнес крупной компании по производству резиновых изделий — «палубные» туфли разошлись по всей Америке под брендом Sperry.
Постепенно boat shoes перекочевали с палуб в академические аудитории и на званые ужины. Дело в том, что среди яхтсменов в середине прошлого века было достаточно студентов и выпускников Лиги плюща — самых престижных американских университетов. К 1980-му модель настолько полюбилась модникам, что ее даже включили в «Справочник по стилю преппи» — настольную книгу о том, как выглядеть свежо и богато.
Однако ассоциация с аристократической прослойкой общества сыграла с boat shoes злую шутку. В середине 1980-х-начале 90-х популярность модели пошла на спад — дизайнеры и трендсеттеры той эпохи хотели бунтовать, а не носить «пятидесятилетние» туфли. Ренессанс «палубной» обуви случился уже в наши дни — на волне ностальгии по преппи и стилю old money. Правда, носить boat shoes с белыми брюками и поло больше не обязательно — ретро-модель выглядит острее на фоне современных, даже провокационных вещей. Не стесняйтесь экспериментов и сочетайте boat shoes хоть с экстрамини, хоть с пижамными шортами.