— Как начинается ваш день и без чего он не может состояться?
— Я просыпаюсь всегда по будильнику, потому что без него могу спать бесконечно. Раньше вставала в 8:30, а с этого года решила сделать себе поблажку — встаю в 9. Начинаю утро с термоса воды, и за день выпиваю 4-5 литров — эта практика со мной уже 4 года. Дальше полчаса провожу в молитве — я христианка, и эти полчаса для меня — самое важное в старте дня. Телефон стараюсь взять в руки как можно позже. Сотрудники живут в разных часовых поясах, сообщений накапливается много уже к моменту моего пробуждения.
— А как день заканчивается? Есть теория, что люди, работающие в сфере интеллектуального труда, для отдыха предпочитают простые радости. Есть ли такие у вас?
— На первую половину этого года у меня есть задача — меньше работать: сейчас я работаю по 12-13 часов в сутки. Дальше мы ужинаем с супругом, я молюсь вечерние полчаса и ложусь спать. Сейчас стараюсь заканчивать работу в районе 10 вместо привычных 11-12 ночи, и это время стало моим любимым. Если муж дома (он профессиональный спортсмен и часто бывает на сборах), мы просто сидим на кухне и болтаем. Это мое самое любимое занятие на свете и я рада, что это получается делать чаще.
— Какое ваше первое воспоминание, связанное с эстетикой и искусством?
— Статуя Давида работы Микеланджело из Пушкинского музея — у нас там очень добротная копия. Эта скульптура огромного размера. Когда ты маленькой девочкой видишь роскошного Давида, он оставляет неизгладимое впечатление. Меня удивил масштаб скульптуры, который я и сейчас ценю в искусстве. Например, я люблю сталинский ампир — помню, как стояла под монументальной аркой Министерства Обороны на Фрунзенской и запомнила чувство, когда над тобой возвышается нечто-то настолько большое.
— Как вы пришли к тому, что хотите работать с искусством, и как, собственно, начали?
— Моя мама — парикмахер, и она всегда мечтала заниматься искусством сама. Она с детства водила меня по музеям. В седьмом классе в мою школу пришел преподаватель по истории искусств — в расписании появился соответствующий предмет, причем в обычной районной школе. Меня так захватила эта тема, что я, наверное, была единственной ученицей, которая впитывала всю информацию на уроках. Тогда же я поняла, что хочу быть искусствоведом. Дальше путь прямой: в одиннадцатом классе я ходила на подготовительные курсы при МГУ, но туда не поступила, потому что перенервничала на вступительном экзамене. Отучилась я в итоге в РГГУ, а работать по профессии начала на третьем курсе — в антикварном салоне.
— Давайте немного погрузимся в теорию. Популярное мнение, будто современное искусство, — обязательно сложное и непонятное. Откуда оно родилось и почему так сильно?
— Сначала договоримся о терминологии: под современным я имею в виду работы 20 и 21 веков. Modern art, постмодерн, contemporary, ультрасовременное искусство — в их основе лежит концепция. В искусстве на первое место встает идея. Потому что уже в во второй половине 19 века отпадает необходимость с помощью искусства фиксировать реальность — для этих целей уже изобрели фотоаппарат.
У художников появилось желание интерпретировать окружающую действительность и закладывать в работы больше собственных чувств. Так появилось пресловутое «я художник, я так вижу». Вспомните Малевича с «Черным квадратом» или Марселя Дюшана с «Фонтаном» — чтобы понять эти работы, нужно понять концепцию, которая в них заложена. Чем дальше мы уходим в постмодерн, тем сложнее становится процесс расшифровки. Но это не значит, что неподготовленный человек не в состоянии осмыслить замысел художника — «читать» искусство ведь можно и сердцем. В конце концов, интерьерное искусство тоже имеет место даже в наши дни: в картинах, которые призваны закрывать гвоздь и сочетаться с диваном, нет ничего постыдного.
— Какую роль знание истории искусств играет в понимании современного искусства? Насколько критичен этот бэкграунд?
— Любые знания контекста здесь — в помощь. Чем больше у вас вводных, тем быстрее и качественнее состоится диалог с художником через его высказывание. Вместе с тем академическим искусствоведам бывает трудно принять современные работы именно в силу академического бэкграунда. Я и сама была такой: полюбила современное искусство, только начав его продавать в 2022 году. Важно «раскачать» себя и избавиться от снобизма.
— Как строился ваш путь от антиквариата до работы с современными авторами?
— Мой главный двигатель — любопытство. Работая много лет в сфере антиквариата, мне стало интересно, как устроен современный российский арт-бизнес и люди, работающие в нем. Само современное искусство захватило уже чуть позже — мне понадобилось пару месяцев, чтобы холодное понимание материала переросло в эмоциональное вовлечение. Я стала коллекционировать сама, и вместе с этим загорелась искусствоведческая любовь.
— Как коллекционер, поделитесь собственной статистикой: насколько оправдан стереотип, будто современные произведения часто нарочно «некрасивые»?
— Это не так. Например, главный вектор моей галереи Postrigay — healing art, или исцеляющее искусство. Его можно повесить себе домой, чтобы чувствовать себя более спокойно и уравновешенно. Эмоционально тяжелые работы, синхронизированные с непростой современной действительностью, на мой взгляд, скорее музейная история.
Если вы сталкиваетесь с «тяжелым» искусством, я предлагаю относиться к нему не с позиции «красиво-некрасиво», а с позиции диалога с человеком: в каком он мог быть состоянии, когда создавал работу, какие смыслы мог закладывать. Это практичный, пусть и не слишком искусствоведческий подход.
— Вернемся к годам, когда вы только запустили образовательную платформу. Как менялось отношение к образованию в интернете?
— Я начала в тот момент, когда онлайн-образования еще толком не было. В 2015 году мы сделали OP-POP-ART — первую школу, позволяющую дистанционно изучать историю искусство. Это открытие встретили тепло, — слова «инфобизнес» тогда еще не было окрашено негативной оценкой. (смеется)
— Ваши дети находятся на семейном обучении. Как и почему вы выбрали такой формат?
— Мой муж постоянно ездит на сборы — в среднем раз в месяц. Если ребенок привязан к школе, то он не будет видеть папу, а я — мужа. Начав узнавать больше о семейном образовании, я поняла, что это единственная возможность здоровой социализации для детей, а для родителей — возможность передать собственные ценности.
Такой формат позволяет понять, что детям действительно интересно. У нас есть общеобразовательные предметы — но мы можем достаточно времени и внимания уделить талантам ребенка. Миша, например, занимается 3Д-моделированием, ходит на архитектуру с 4 лет (сейчас ему 10) и круто плавает. Софа — дочери 6 — обожает пение и ходит на балет: танцует не только у станка, но и дома 24/7. Если бы они учились в школе, эти способности просто не заметили и не раскрыли бы. Для меня также принципиально, чтобы дети гуляли. Когда гулять, если ты сначала сидишь несколько уроков, а потом возвращаешься домой их делать?
Семейное образование развивает доверие. Да, ребенок может услышать, например, нецензурные слова на площадке — но ему не приходится этого скрывать целый день, он сразу подходит и рассказывает нам, мы спокойно все обсуждаем.
— Как, передавая знания и ценности, не стать назидательной мамой?
— У меня нет таких опасений. Ходя, условно, в музеи, мы смотрим все картины, а не только те, которые мне нравятся. (смеется) Детей никто не осуждает за их мнение — мои, например, терпеть не могут Пикассо, которого я им недавно показала.
— Насколько часто вы говорите об искусстве в семье?
— Нон-стоп, для нас это органичный контекст: искусство вокруг, об искусстве я говорю на рабочих созвонах из дома, и Миша с Софой это наблюдают.
— Что делать семьям, в которых нет этого контекста?
— Начните увлекаться искусством сами — иначе ребенка не занять. Дети зеркалят нас. Ходите на выставки сначала сами, а потом с детьми, рассказывая им увиденное более простым языком. Если вам скучно в музеях, возьмите хорошего экскурсовода, который вас увлечет рассказом. Зайдите после экспозиции в кафе или музейный магазин — так ребенок поймет, что искусство — это не просто «нужно» или даже интересно, но еще и про подарки. Можно делать тематические походы: наряжаться в стиле выставки, обедать в духе той страны, откуда привезли картины.
— В одном из интервью вы рассказывали, что искусство помогает нам учиться. Как устроен этот механизм?
— Искусство делает нас более открытыми новому — это, в свою очередь, и позволяет формировать новые нейронные связи. Чем больше непонятного, нового искусства вы пропускаете через себя, тем проще вам будет в принципе учиться и открываться миру. Важно окружить себя классными проводниками — это может быть литература или преподаватель — чтобы избавиться от стереотипа, будто познавание обязательно сопровождается сопротивлением.
NUSELF благодарит студию дизайна интерьеров и архитектуры Rhyme за предоставление пространства для проведения съемки.