Команде NUSELF повезло: нас окружают удивительные героини — вдохновляющие, ироничные, самодостаточные. Настоящие #NUSELF_girl. Поговорили с искусствоведом, галеристом и основательницей OP-POP-ART Анастасией Постригай о целительном искусстве и любопытстве.
/ 20 февраля 2024

— Как начинается ваш день и без чего он не может состояться? 

— Я просыпаюсь всегда по будильнику, потому что без него могу спать бесконечно. Раньше вставала в 8:30, а с этого года решила сделать себе поблажку — встаю в 9. Начинаю утро с термоса воды, и за день выпиваю 4-5 литров — эта практика со мной уже 4 года. Дальше полчаса провожу в молитве — я христианка, и эти полчаса для меня — самое важное в старте дня. Телефон стараюсь взять в руки как можно позже. Сотрудники живут в разных часовых поясах, сообщений накапливается много уже к моменту моего пробуждения. 

— А как день заканчивается? Есть теория, что люди, работающие в сфере интеллектуального труда, для отдыха предпочитают простые радости. Есть ли такие у вас? 

— На первую половину этого года у меня есть задача — меньше работать: сейчас я работаю по 12-13 часов в сутки. Дальше мы ужинаем с супругом, я молюсь вечерние полчаса и ложусь спать. Сейчас стараюсь заканчивать работу в районе 10 вместо привычных 11-12 ночи, и это время стало моим любимым. Если муж дома (он профессиональный спортсмен и часто бывает на сборах), мы просто сидим на кухне и болтаем. Это мое самое любимое занятие на свете и я рада, что это получается делать чаще.

Жакет Erika Cavallini, брюки Erika Cavallini, лоферы HEREU, ожерелье Ringstone, ваза Agami Ceramics.

Жакет Erika Cavallini, брюки Erika Cavallini, лоферы HEREU, ожерелье Ringstone, ваза Agami Ceramics.

Туфли Ricagno, браслет ROSANTICA.

Туфли Ricagno, браслет ROSANTICA.

— Какое ваше первое воспоминание, связанное с эстетикой и искусством?

— Статуя Давида работы Микеланджело из Пушкинского музея — у нас там очень добротная копия. Эта скульптура огромного размера. Когда ты маленькой девочкой видишь роскошного Давида, он оставляет неизгладимое впечатление. Меня удивил масштаб скульптуры, который я и сейчас ценю в искусстве. Например, я люблю сталинский ампир — помню, как стояла под монументальной аркой Министерства Обороны на Фрунзенской и запомнила чувство, когда над тобой возвышается нечто-то настолько большое. 

— Как вы пришли к тому, что хотите работать с искусством, и как, собственно, начали?

— Моя мама — парикмахер, и она всегда мечтала заниматься искусством сама. Она с детства водила меня по музеям. В седьмом классе в мою школу пришел преподаватель по истории искусств — в расписании появился соответствующий предмет, причем в обычной районной школе. Меня так захватила эта тема, что я, наверное, была единственной ученицей, которая впитывала всю информацию на уроках. Тогда же я поняла, что хочу быть искусствоведом. Дальше путь прямой: в одиннадцатом классе я ходила на подготовительные курсы при МГУ, но туда не поступила, потому что перенервничала на вступительном экзамене. Отучилась я в итоге в РГГУ, а работать по профессии начала на третьем курсе — в антикварном салоне.

Тренч Loulou Studio. Арт: Татьяна Звягина.

Тренч Loulou Studio. Арт: Татьяна Звягина.

Жакет Erika Cavallini, ожерелье Ringstone, ваза Agami Ceramics.

Жакет Erika Cavallini, ожерелье Ringstone, ваза Agami Ceramics.

— Давайте немного погрузимся в теорию. Популярное мнение, будто современное искусство, — обязательно сложное и непонятное. Откуда оно родилось и почему так сильно?

— Сначала договоримся о терминологии: под современным я имею в виду работы 20 и 21 веков. Modern art, постмодерн, contemporary, ультрасовременное искусство — в их основе лежит концепция. В искусстве на первое место встает идея. Потому что уже в во второй половине 19 века отпадает необходимость с помощью искусства фиксировать реальность — для этих целей уже изобрели фотоаппарат. 

У художников появилось желание интерпретировать окружающую действительность и закладывать в работы больше собственных чувств. Так появилось пресловутое «я художник, я так вижу». Вспомните Малевича с «Черным квадратом» или Марселя Дюшана с «Фонтаном» — чтобы понять эти работы, нужно понять концепцию, которая в них заложена. Чем дальше мы уходим в постмодерн, тем сложнее становится процесс расшифровки. Но это не значит, что неподготовленный человек не в состоянии осмыслить замысел художника — «читать» искусство ведь можно и сердцем. В конце концов, интерьерное искусство тоже имеет место даже в наши дни: в картинах, которые призваны закрывать гвоздь и сочетаться с диваном, нет ничего постыдного.

Жакет Róhe, юбка Róhe, балетки Le Monde Béryl, ваза Completedworks. Арт: Анна Демина.

Жакет Róhe, юбка Róhe, балетки Le Monde Béryl, ваза Completedworks. Арт: Анна Демина.

Тренч Loulou Studio.

Тренч Loulou Studio.

— Какую роль знание истории искусств играет в понимании современного искусства? Насколько критичен этот бэкграунд? 

— Любые знания контекста здесь — в помощь. Чем больше у вас вводных, тем быстрее и качественнее состоится диалог с художником через его высказывание. Вместе с тем академическим искусствоведам бывает трудно принять современные работы именно в силу академического бэкграунда. Я и сама была такой: полюбила современное искусство, только начав его продавать в 2022 году. Важно «раскачать» себя и избавиться от снобизма. 

— Как строился ваш путь от антиквариата до работы с современными авторами? 

— Мой главный двигатель — любопытство. Работая много лет в сфере антиквариата, мне стало интересно, как устроен современный российский арт-бизнес и люди, работающие в нем. Само современное искусство захватило уже чуть позже — мне понадобилось пару месяцев, чтобы холодное понимание материала переросло в эмоциональное вовлечение. Я стала коллекционировать сама, и вместе с этим загорелась искусствоведческая любовь.

Браслет ROSANTICA.

Браслет ROSANTICA.

Жакет Róhe, юбка Róhe, балетки Le Monde Béryl, ваза Completedworks.

Жакет Róhe, юбка Róhe, балетки Le Monde Béryl, ваза Completedworks.

— Как коллекционер, поделитесь собственной статистикой: насколько оправдан стереотип, будто современные произведения часто нарочно «некрасивые»? 

— Это не так. Например, главный вектор моей галереи Postrigay — healing art, или исцеляющее искусство. Его можно повесить себе домой, чтобы чувствовать себя более спокойно и уравновешенно. Эмоционально тяжелые работы, синхронизированные с непростой современной действительностью, на мой взгляд, скорее музейная история.

Если вы сталкиваетесь с «тяжелым» искусством, я предлагаю относиться к нему не с позиции «красиво-некрасиво», а с позиции диалога с человеком: в каком он мог быть состоянии, когда создавал работу, какие смыслы мог закладывать. Это практичный, пусть и не слишком искусствоведческий подход. 

— Вернемся к годам, когда вы только запустили образовательную платформу. Как менялось отношение к образованию в интернете?

— Я начала в тот момент, когда онлайн-образования еще толком не было. В 2015 году мы сделали OP-POP-ART — первую школу, позволяющую дистанционно изучать историю искусство. Это открытие встретили тепло, — слова «инфобизнес» тогда еще не было окрашено негативной оценкой. (смеется)

Куртка DARKPARK, юбка STUDIO 29, туфли Dear Frances, сумка HEREU.

Куртка DARKPARK, юбка STUDIO 29, туфли Dear Frances, сумка HEREU.

— Ваши дети находятся на семейном обучении. Как и почему вы выбрали такой формат? 

— Мой муж постоянно ездит на сборы — в среднем раз в месяц. Если ребенок привязан к школе, то он не будет видеть папу, а я — мужа. Начав узнавать больше о семейном образовании, я поняла, что это единственная возможность здоровой социализации для детей, а для родителей — возможность передать собственные ценности. 

Такой формат позволяет понять, что детям действительно интересно. У нас есть общеобразовательные предметы — но мы можем достаточно времени и внимания уделить талантам ребенка. Миша, например, занимается 3Д-моделированием, ходит на архитектуру с 4 лет (сейчас ему 10) и круто плавает. Софа — дочери 6 — обожает пение и ходит на балет: танцует не только у станка, но и дома 24/7. Если бы они учились в школе, эти способности просто не заметили и не раскрыли бы. Для меня также принципиально, чтобы дети гуляли. Когда гулять, если ты сначала сидишь несколько уроков, а потом возвращаешься домой их делать?

Семейное образование развивает доверие. Да, ребенок может услышать, например, нецензурные слова на площадке — но ему не приходится этого скрывать целый день, он сразу подходит и рассказывает нам, мы спокойно все обсуждаем.

Водолазка Róhe, шуба k é k é, перчатки Glove Story, ожерелье ROSANTICA. Подсвечник: Pols Potten.

Водолазка Róhe, шуба k é k é, перчатки Glove Story, ожерелье ROSANTICA. Подсвечник: Pols Potten.

Жакет Róhe, поло Aeron, юбка Róhe, балетки Le Monde Béryl, ваза Completedworks. Арт: Анна Демина.

Жакет Róhe, поло Aeron, юбка Róhe, балетки Le Monde Béryl, ваза Completedworks. Арт: Анна Демина.

— Как, передавая знания и ценности, не стать назидательной мамой?

— У меня нет таких опасений. Ходя, условно, в музеи, мы смотрим все картины, а не только те, которые мне нравятся. (смеется) Детей никто не осуждает за их мнение — мои, например, терпеть не могут Пикассо, которого я им недавно показала. 

— Насколько часто вы говорите об искусстве в семье? 

— Нон-стоп, для нас это органичный контекст: искусство вокруг, об искусстве я говорю на рабочих созвонах из дома, и Миша с Софой это наблюдают.

Тренч Loulou Studio, балетки Le Monde Béryl. Арт: Татьяна Звягина.

Тренч Loulou Studio, балетки Le Monde Béryl. Арт: Татьяна Звягина.

Туфли Ricagno. Ваза: Анна Марк.

Туфли Ricagno. Ваза: Анна Марк.

— Что делать семьям, в которых нет этого контекста? 

— Начните увлекаться искусством сами — иначе ребенка не занять. Дети зеркалят нас. Ходите на выставки сначала сами, а потом с детьми, рассказывая им увиденное более простым языком. Если вам скучно в музеях, возьмите хорошего экскурсовода, который вас увлечет рассказом. Зайдите после экспозиции в кафе или музейный магазин — так ребенок поймет, что искусство — это не просто «нужно» или даже интересно, но еще и про подарки. Можно делать тематические походы: наряжаться в стиле выставки, обедать в духе той страны, откуда привезли картины.

Жакет Róhe, поло Aeron, юбка Róhe, ваза Completedworks. Арт: Анна Демина.

Жакет Róhe, поло Aeron, юбка Róhe, ваза Completedworks. Арт: Анна Демина.

— В одном из интервью вы рассказывали, что искусство помогает нам учиться. Как устроен этот механизм? 

— Искусство делает нас более открытыми новому — это, в свою очередь, и позволяет формировать новые нейронные связи. Чем больше непонятного, нового искусства вы пропускаете через себя, тем проще вам будет в принципе учиться и открываться миру. Важно окружить себя классными проводниками — это может быть литература или преподаватель — чтобы избавиться от стереотипа, будто познавание обязательно сопровождается сопротивлением.

NUSELF благодарит студию дизайна интерьеров и архитектуры Rhyme за предоставление пространства для проведения съемки. 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА NUSELF В TELEGRAM