Команду NUSELF окружают удивительные героини — вдохновляющие, самодостаточные и стильные. Настоящие #NUSELF_girl. Поговорили с сооснователем ярмарки современного искусства |catalog| Алиной Крюковой о балансе между работой и материнством
/ 3 декабря 2024
Скульптура «Гадкий утенок», Олег Доу

Скульптура «Гадкий утенок», Олег Доу

Платье, Nanushka, сапоги, Dear Frances, кольцо, SOLIDFEEL

Платье, Nanushka, сапоги, Dear Frances, кольцо, SOLIDFEEL

— Алина, расскажите, как строится ваш типичный день?

— Каждый день я балансирую между работой и материнством. Просыпаюсь в семь утра, и первое, что делаю, — занимаюсь годовалой дочкой и потом  начинаю смотреть задачи на день, готовлюсь к встречам и звонкам, которые у меня запланированы. Основная часть работы проходит в Zoom, так как я живу за городом. Встречи планирую на пару дней в неделю, когда выезжаю в Москву — стараюсь по максимуму использовать это время для всех рабочих процессов. После обеда мы с дочкой обычно гуляем в лесу рядом с домом, разглядываем скульптуры современных художников и кормим белочек. Вечером, когда она засыпает, я переключаюсь на творческую работу, учебу, чтение и планирование. 

— Ваш образ жизни сильно ли изменился  после рождения дочери?

— Конечно! Сейчас я себе вообще не принадлежу, личного времени осталось буквально 10% от того, что было раньше. Материнство — это опыт, который невозможно совмещать с активной работой и продуктивностью в привычном формате. Конечно, мне помогают и помощница, и муж — очень включенный и активный отец — и родители. Но я не могу просто отдать ребенка на аутсорс — у меня поздний ребенок, моя первая дочь, и мне очень хочется прочувствовать все оттенки материнства. Эта роль требует принятия решений, где большую часть бытовых обязанностей ты делегируешь, чтобы сохранять баланс качественного внимания к ребенку, не теряя хватки в рабочих процессах. У меня толком не было декрета, через полтора месяца после рождения дочери мы уже с командой активно работали над ярмаркой современного искусства |catalog|. 

— На что стоит обратить внимание на декабрьской ярмарке |catalog|?

— На молодых художников! Ярмарка проходит два раза в год — в апреле и в декабре. Отличие двух выпусков в том, что весной галереи показывают своих хэдлайнеров, а зимой как минимум одного молодого автора, тем самым выводя на рынок новое имя. Вместе со всеми коллекционерами, информационными партнерами и брендами нужно высматривать новую звезду, которая с очевидностью появится. Как мне кажется, на стенде моей галереи уже такая есть: художницу зовут Есоль Ким, и я уверена, что многие из вас будут влюблены в ее скульптурных роботов (упс, проданы на монтаже).

Совершенно точно надо обратить внимание на стенд Fresh Talents, который уже в третий раз поддерживает «Мясной дом Бородина» и приобретать со стенда себе работы в коллекцию. Признаться честно, я уже во время монтажа купила себе две. Куратор этого проекта Анна Зайцева с выпускниками и художниками Школы Родченко подготовили несколько разных развесок! Мы потратили много часов в Школе на предварительный отсмотр работ, и они все невероятные. Рекомендую поспешить и успеть забрать себе в коллекцию как молодых художников, которые стоят совсем недорого, до 50 тысяч рублей, так и самые первые работы выпускников институции, которые уже сотрудничают с крупными музеями и галереями, таких как, например, Егор Федорычев и Игорь Самолет.

Обязательно возьмите две бутылки воды edis из лимитированной коллаборации с художником Ильей Кутобоем — его бренд отобрал в прошлом декабре, когда мы впервые показывали молодых художников. Взяв эти две бутылки с газом и без и с разными рисунками, совместите их, и вы увидите что-то интересное. И, конечно же, обратите внимание на лимитированную тиражную графику, которую мы разрабатываем вместе с художниками к каждому выпуску. На этот раз Паша Бумажный создал для нас от руки 100 уникальных работ, но они все идут внутри одного тиражного произведения — очень трогательная работа получилась, советую успеть купить.

В руках у Алины — «Керамические ритоны» Анны Павловой

В руках у Алины — «Керамические ритоны» Анны Павловой

— Расскажите, как вообще в вашей жизни появилось искусство? И что стало отправной точкой для создания галереи a—s—t—r—a?

— В первую очередь я предприниматель и исследователь, а галерист я  конкретно в данном проекте. В 2017 году я начала искать новые пути для развития — прежние проекты не давали мне должного удовлетворения. Я решила пересмотреть свои цели и поняла, что хочу заниматься чем-то новым, что будет приносить не только прибыль, но и смысл. Это состояние я называю «перепридумывание мифа о самой себе». На тот момент многие мои друзья начали интересоваться современным искусством, и я заметила, что в России в этом направлении было достаточно хаотичное предложение и много ниш для развития. Не было понятной и доступной логики, чтобы простроить для нового участника рынка маршрутную карту: что покупать, где смотреть и как делать это осознанно. У меня появилась гипотеза, что нужно создать проект, который будет помогать людям разобраться в этом и сделает вход в коллекционирование более простым.

— Галерея a—s—t—r—a задумывалась как онлайн-платформа по приобретению доступного искусства. С какой суммой люди готовы легко расстаться при покупке картины онлайн?

— В 2018 году, когда я начинала, даже небольшая покупка онлайн за 15 тысяч рублей казалась сложной — люди все равно хотели потрогать, посмотреть, пощупать предмет искусства прежде, чем купить. Для тех, кто не вовлечен в арт-рынок, этот процесс был слишком сложным. Мне захотелось создать проект, который бы помог заинтересованным людям узнать свой вкус в современном искусстве и сориентироваться в основных участниках и их предложении. Началось все с онлайн-платформы доступного искусства в подарок, который бы переводил коммуникацию между людьми с материального плана на уровень обсуждения идей, стоящих за даром. Вместе с куратором я начала покупать работы молодых профессиональных художников, в основном рисунки и эскизы, которые в дальнейшем можно было бы преподнести как быстрые и необычные подарки для людей, ценящих интеллектуальность. Все произведения искусства были красиво оформлены и доставлялись курьером. 

Платье, Nanushka, сапоги, Dear Frances, кольцо, SOLIDFEEL

Платье, Nanushka, сапоги, Dear Frances, кольцо, SOLIDFEEL

— Когда вы решили выйти в офлайн?

— В 2019 году я арендовала Art Basement в Tsvetnoy Central Market, где провела двухнедельную лабораторию, чтобы понять, кто моя аудитория. Мы устраивали выставки-продажи, открытые мастерские, лекции, мастер-классы, встречи с различными представителями креативных индустрий, дискуссии, проводили open call по всем художественным вузам. Это был эксперимент, который дал мне понять, кто заинтересован в покупке современного искусства и как реагируют люди на тот формат, что изначально я выбрала. Потом мне позвонил друг и захотел купить крупные работы художников — таких планов на тот момент у меня не было. Но это стало поворотным моментом: за одну сделку я заработала столько же, сколько за две недели активных продаж маленьких работ. Я поняла, что необходимо изменить финансовую модель и всю логику сборки проекта.

— Пришло время выйти на более серьезный уровень?

—Да, я с приглашенной кураторской командой пересобрала портфель представляемых художников, и a—s—t—r—a начала работать как галерейный проект, а не как онлайн-платформа. В 2019 году я впервые выступила с нашими художниками на международной ярмарке Scope, которая проходит в рамках Art Basel в Майами. Это был первый опыт работы на глобальном рынке, который показал мне, как устроена уже настоящая игра и чего мне не хватает, чтобы в нее сыграть. Было болезненно, но очень полезно. Именно тогда я поняла, что для меня как предпринимателя искусство и сфера культуры — это не про деньги. Я увидела, что финансовая составляющая и логика прогнозирования не всегда работают в искусстве. Это, конечно, заставило меня пересмотреть свои цели и мотивацию в этом направлении. Затем были Нью-Йорк и Копенгаген, а потом ковид. И многое в стратегии опять пришлось корректировать.

Жакет, Ivy Oak, топ, Nanushka, юбка, Ivy Oak, серьги, Lera Treyger, туфли, Souliers Martinez, сумка, YUZEFI

Жакет, Ivy Oak, топ, Nanushka, юбка, Ivy Oak, серьги, Lera Treyger, туфли, Souliers Martinez, сумка, YUZEFI

Платье, Ivy Oak, мюли, Souliers Martinez, кафф, Gohar

Платье, Ivy Oak, мюли, Souliers Martinez, кафф, Gohar

— В последние несколько лет мы стали свидетелями невероятного роста интереса к современному искусству в России. С чем это связано?

— Это связано с тем, что, во-первых, выросло поколение, которое воспитывалось на лекциях ММОМА и Гаража, выставках Винзавода и вернисажах галерей, летало по миру и ходило на ярмарки разных уровней в музеях всех городов, а во-вторых, с тем, что в России сейчас осталось огромное количество денег, которые не потрачены на путешествия и шопинг вне страны. Именно растущий спрос на профессиональное искусство со стороны увеличивающейся в численности аудитории дал нам, галеристам, возможность создать ярмарку  современного искусства |catalog|, которая заполнила собой возникший пробел между растущим спросом и отсутствием достаточного предложения высокого уровня на рынке профессионального современного искусства. Помимо этого, ярмарка, которая проходит дважды в год (декабрь и апрель), стала важным для галеристов маркером стабильности, особенно в условиях глобальной турбулентности, потому что дает уверенность в том, что на рынке будут события, которые позволят галереям поддерживать финансовую устойчивость и обеспечивать постоянный интерес со стороны коллекционеров. 

— Как вы находите молодых художников, и как формируется ценообразование для их работ?

— В России ежегодно выпускается от полутора до двух тысяч художников. К счастью для них, сейчас запускается достаточно большое количество галерейных проектов, которые потенциально могут помогать им в продюсировании карьеры и продвижении на арт-сцене. В a—s—t—r—a gallery дважды в год я провожу  open call для художников на участие в a—s—t—r—a OPEN — цикле групповых выставок, на время проведения которых пространство галереи становится местом институционального дебюта, апробации новых идей и площадкой для художественного диалога. Это позволяет мне сориентироваться в новых дискурсах, повестке, которая преобладает в художественном сообществе, увидеть тренды (если повезет) и найти новые имена для галереи.  Кстати, до 25 декабря мы как раз принимаем заявки на шестой выпуск a—s—t—r—a OPEN, и по ссылке вы найдете детали: open-call-statement. Я каждый раз испытываю амбивалентные чуства, когда присылают финальный файл с материалами всех участников, потому что на последние три open call было подано в общей сумме более 2,2 тысячи заявок, и каждую я внимательно просматриваю. В этот раз куратором я пригласила Светлану Тэйлор и уверена, что выставка, которую мы откроем по результатам отбора уже 28 января 2025 года в галерее на Винзаводе, станет ярким и интересным высказыванием.

— Как вы видите свою миссию в арт-бизнесе?

— Основная задача a—s—t—r—a — привлечение новых игроков на рынок современного искусства. Я лично уверена, что культурные проекты имеют огромный потенциал для трансформации общества, и моя задача — вовлечь как можно большее число мыслящих людей в этот процесс. Это не про создание галереи или про покупку картины, это про создание будущего.

Картина Артура Кривошеина «Любовь медленного с быстрым»

Картина Артура Кривошеина «Любовь медленного с быстрым»

Платье, Nanushka, сапоги, Dear Frances, кольцо, SOLIDFEEL

Платье, Nanushka, сапоги, Dear Frances, кольцо, SOLIDFEEL

— В последние годы мы видим много коллабораций между большими модными брендами и художниками, и это классный тренд. Были ли у вас такие сотрудничества?

— Да, у нас был действительно интересный, красиво реализованный проект с Planta Rosa и художником Ильей Кутобоем. Кстати, этот тренд распространяется не только на фэшн индустрию, но и прорастает наикрутейшими результатми в самых разных отраслях. Например, в рамках ярмарки |catalog| уже третий раз будет реализован проект Fresh Talents — в этот раз со студентами и выпускниками Школы Родченко — который инициировал Мясной дом Бородина. В рамках этого проекта не только художники получают опыт погружения в реальный арт-рынок и шанс попасть в коллекции музеев или подписать контракт с галереями (что уже случалось), но и коллекционеры получают возможность увидеть звезду, которая только появляется на небосклоне. 

Или коллаборация ярмарки и воды edis по поддержке молодых художников, в результате которой на всей территории Россию продается лимитированная бутылка воды с работой отобранного автора, получившего от бренда грант и поддержку. 

— Как бы вы охарактеризовали свои отношения с модой?

— С модой у меня отношения сложные. Мне кажется, что мы не сходимся характерами (смеется). А вот стиль как способ быть максимально собой — очень надеюсь, что скоро со мной полноценно случится. Я не гонюсь за трендами и покупаю редко. Стараюсь выбирать вещи, которые либо порадуют здесь и сейчас (такие вещи часто отправляются в пакет для передачи кому-то уже через пару месяцев), либо то, что попадает максимально в мое восприятие себя. 

— Как вы восстанавливаете силы при таком насыщенном графике?

— Дневной стационар санатория «Барвиха» — идеальное место (не реклама!) для  восстановления сил и поддержки психоэмоционального состояния. Медитация, чтение, прогулки на свежем воздухе — все это люблю и практикую. Учеба и творчество помогают отвлечься и найти новую оптику и мотивацию. Баланс восстанавливается, когда планирую путешествия или в них нахожусь. И главное — важно мечтать, это позволяет накапливать энергию для самых амбициозных планов.

Жакет, Ivy Oak, топ, Nanushka, юбка, Ivy Oak, серьги, Lera Treyger, туфли, Souliers Martinez, сумка, YUZEFI

Жакет, Ivy Oak, топ, Nanushka, юбка, Ivy Oak, серьги, Lera Treyger, туфли, Souliers Martinez, сумка, YUZEFI