— Алина, расскажите, как строится ваш типичный день?
— Каждый день я балансирую между работой и материнством. Просыпаюсь в семь утра, и первое, что делаю, — занимаюсь годовалой дочкой и потом начинаю смотреть задачи на день, готовлюсь к встречам и звонкам, которые у меня запланированы. Основная часть работы проходит в Zoom, так как я живу за городом. Встречи планирую на пару дней в неделю, когда выезжаю в Москву — стараюсь по максимуму использовать это время для всех рабочих процессов. После обеда мы с дочкой обычно гуляем в лесу рядом с домом, разглядываем скульптуры современных художников и кормим белочек. Вечером, когда она засыпает, я переключаюсь на творческую работу, учебу, чтение и планирование.
— Ваш образ жизни сильно ли изменился после рождения дочери?
— Конечно! Сейчас я себе вообще не принадлежу, личного времени осталось буквально 10% от того, что было раньше. Материнство — это опыт, который невозможно совмещать с активной работой и продуктивностью в привычном формате. Конечно, мне помогают и помощница, и муж — очень включенный и активный отец — и родители. Но я не могу просто отдать ребенка на аутсорс — у меня поздний ребенок, моя первая дочь, и мне очень хочется прочувствовать все оттенки материнства. Эта роль требует принятия решений, где большую часть бытовых обязанностей ты делегируешь, чтобы сохранять баланс качественного внимания к ребенку, не теряя хватки в рабочих процессах. У меня толком не было декрета, через полтора месяца после рождения дочери мы уже с командой активно работали над ярмаркой современного искусства |catalog|.
— На что стоит обратить внимание на декабрьской ярмарке |catalog|?
— На молодых художников! Ярмарка проходит два раза в год — в апреле и в декабре. Отличие двух выпусков в том, что весной галереи показывают своих хэдлайнеров, а зимой как минимум одного молодого автора, тем самым выводя на рынок новое имя. Вместе со всеми коллекционерами, информационными партнерами и брендами нужно высматривать новую звезду, которая с очевидностью появится. Как мне кажется, на стенде моей галереи уже такая есть: художницу зовут Есоль Ким, и я уверена, что многие из вас будут влюблены в ее скульптурных роботов (упс, проданы на монтаже).
Совершенно точно надо обратить внимание на стенд Fresh Talents, который уже в третий раз поддерживает «Мясной дом Бородина» и приобретать со стенда себе работы в коллекцию. Признаться честно, я уже во время монтажа купила себе две. Куратор этого проекта Анна Зайцева с выпускниками и художниками Школы Родченко подготовили несколько разных развесок! Мы потратили много часов в Школе на предварительный отсмотр работ, и они все невероятные. Рекомендую поспешить и успеть забрать себе в коллекцию как молодых художников, которые стоят совсем недорого, до 50 тысяч рублей, так и самые первые работы выпускников институции, которые уже сотрудничают с крупными музеями и галереями, таких как, например, Егор Федорычев и Игорь Самолет.
Обязательно возьмите две бутылки воды edis из лимитированной коллаборации с художником Ильей Кутобоем — его бренд отобрал в прошлом декабре, когда мы впервые показывали молодых художников. Взяв эти две бутылки с газом и без и с разными рисунками, совместите их, и вы увидите что-то интересное. И, конечно же, обратите внимание на лимитированную тиражную графику, которую мы разрабатываем вместе с художниками к каждому выпуску. На этот раз Паша Бумажный создал для нас от руки 100 уникальных работ, но они все идут внутри одного тиражного произведения — очень трогательная работа получилась, советую успеть купить.
— Расскажите, как вообще в вашей жизни появилось искусство? И что стало отправной точкой для создания галереи a—s—t—r—a?
— В первую очередь я предприниматель и исследователь, а галерист я конкретно в данном проекте. В 2017 году я начала искать новые пути для развития — прежние проекты не давали мне должного удовлетворения. Я решила пересмотреть свои цели и поняла, что хочу заниматься чем-то новым, что будет приносить не только прибыль, но и смысл. Это состояние я называю «перепридумывание мифа о самой себе». На тот момент многие мои друзья начали интересоваться современным искусством, и я заметила, что в России в этом направлении было достаточно хаотичное предложение и много ниш для развития. Не было понятной и доступной логики, чтобы простроить для нового участника рынка маршрутную карту: что покупать, где смотреть и как делать это осознанно. У меня появилась гипотеза, что нужно создать проект, который будет помогать людям разобраться в этом и сделает вход в коллекционирование более простым.
— Галерея a—s—t—r—a задумывалась как онлайн-платформа по приобретению доступного искусства. С какой суммой люди готовы легко расстаться при покупке картины онлайн?
— В 2018 году, когда я начинала, даже небольшая покупка онлайн за 15 тысяч рублей казалась сложной — люди все равно хотели потрогать, посмотреть, пощупать предмет искусства прежде, чем купить. Для тех, кто не вовлечен в арт-рынок, этот процесс был слишком сложным. Мне захотелось создать проект, который бы помог заинтересованным людям узнать свой вкус в современном искусстве и сориентироваться в основных участниках и их предложении. Началось все с онлайн-платформы доступного искусства в подарок, который бы переводил коммуникацию между людьми с материального плана на уровень обсуждения идей, стоящих за даром. Вместе с куратором я начала покупать работы молодых профессиональных художников, в основном рисунки и эскизы, которые в дальнейшем можно было бы преподнести как быстрые и необычные подарки для людей, ценящих интеллектуальность. Все произведения искусства были красиво оформлены и доставлялись курьером.
— Когда вы решили выйти в офлайн?
— В 2019 году я арендовала Art Basement в Tsvetnoy Central Market, где провела двухнедельную лабораторию, чтобы понять, кто моя аудитория. Мы устраивали выставки-продажи, открытые мастерские, лекции, мастер-классы, встречи с различными представителями креативных индустрий, дискуссии, проводили open call по всем художественным вузам. Это был эксперимент, который дал мне понять, кто заинтересован в покупке современного искусства и как реагируют люди на тот формат, что изначально я выбрала. Потом мне позвонил друг и захотел купить крупные работы художников — таких планов на тот момент у меня не было. Но это стало поворотным моментом: за одну сделку я заработала столько же, сколько за две недели активных продаж маленьких работ. Я поняла, что необходимо изменить финансовую модель и всю логику сборки проекта.
— Пришло время выйти на более серьезный уровень?
—Да, я с приглашенной кураторской командой пересобрала портфель представляемых художников, и a—s—t—r—a начала работать как галерейный проект, а не как онлайн-платформа. В 2019 году я впервые выступила с нашими художниками на международной ярмарке Scope, которая проходит в рамках Art Basel в Майами. Это был первый опыт работы на глобальном рынке, который показал мне, как устроена уже настоящая игра и чего мне не хватает, чтобы в нее сыграть. Было болезненно, но очень полезно. Именно тогда я поняла, что для меня как предпринимателя искусство и сфера культуры — это не про деньги. Я увидела, что финансовая составляющая и логика прогнозирования не всегда работают в искусстве. Это, конечно, заставило меня пересмотреть свои цели и мотивацию в этом направлении. Затем были Нью-Йорк и Копенгаген, а потом ковид. И многое в стратегии опять пришлось корректировать.
— В последние несколько лет мы стали свидетелями невероятного роста интереса к современному искусству в России. С чем это связано?
— Это связано с тем, что, во-первых, выросло поколение, которое воспитывалось на лекциях ММОМА и Гаража, выставках Винзавода и вернисажах галерей, летало по миру и ходило на ярмарки разных уровней в музеях всех городов, а во-вторых, с тем, что в России сейчас осталось огромное количество денег, которые не потрачены на путешествия и шопинг вне страны. Именно растущий спрос на профессиональное искусство со стороны увеличивающейся в численности аудитории дал нам, галеристам, возможность создать ярмарку современного искусства |catalog|, которая заполнила собой возникший пробел между растущим спросом и отсутствием достаточного предложения высокого уровня на рынке профессионального современного искусства. Помимо этого, ярмарка, которая проходит дважды в год (декабрь и апрель), стала важным для галеристов маркером стабильности, особенно в условиях глобальной турбулентности, потому что дает уверенность в том, что на рынке будут события, которые позволят галереям поддерживать финансовую устойчивость и обеспечивать постоянный интерес со стороны коллекционеров.
— Как вы находите молодых художников, и как формируется ценообразование для их работ?
— В России ежегодно выпускается от полутора до двух тысяч художников. К счастью для них, сейчас запускается достаточно большое количество галерейных проектов, которые потенциально могут помогать им в продюсировании карьеры и продвижении на арт-сцене. В a—s—t—r—a gallery дважды в год я провожу open call для художников на участие в a—s—t—r—a OPEN — цикле групповых выставок, на время проведения которых пространство галереи становится местом институционального дебюта, апробации новых идей и площадкой для художественного диалога. Это позволяет мне сориентироваться в новых дискурсах, повестке, которая преобладает в художественном сообществе, увидеть тренды (если повезет) и найти новые имена для галереи. Кстати, до 25 декабря мы как раз принимаем заявки на шестой выпуск a—s—t—r—a OPEN, и по ссылке вы найдете детали: open-call-statement. Я каждый раз испытываю амбивалентные чуства, когда присылают финальный файл с материалами всех участников, потому что на последние три open call было подано в общей сумме более 2,2 тысячи заявок, и каждую я внимательно просматриваю. В этот раз куратором я пригласила Светлану Тэйлор и уверена, что выставка, которую мы откроем по результатам отбора уже 28 января 2025 года в галерее на Винзаводе, станет ярким и интересным высказыванием.
— Как вы видите свою миссию в арт-бизнесе?
— Основная задача a—s—t—r—a — привлечение новых игроков на рынок современного искусства. Я лично уверена, что культурные проекты имеют огромный потенциал для трансформации общества, и моя задача — вовлечь как можно большее число мыслящих людей в этот процесс. Это не про создание галереи или про покупку картины, это про создание будущего.
— В последние годы мы видим много коллабораций между большими модными брендами и художниками, и это классный тренд. Были ли у вас такие сотрудничества?
— Да, у нас был действительно интересный, красиво реализованный проект с Planta Rosa и художником Ильей Кутобоем. Кстати, этот тренд распространяется не только на фэшн индустрию, но и прорастает наикрутейшими результатми в самых разных отраслях. Например, в рамках ярмарки |catalog| уже третий раз будет реализован проект Fresh Talents — в этот раз со студентами и выпускниками Школы Родченко — который инициировал Мясной дом Бородина. В рамках этого проекта не только художники получают опыт погружения в реальный арт-рынок и шанс попасть в коллекции музеев или подписать контракт с галереями (что уже случалось), но и коллекционеры получают возможность увидеть звезду, которая только появляется на небосклоне.
Или коллаборация ярмарки и воды edis по поддержке молодых художников, в результате которой на всей территории Россию продается лимитированная бутылка воды с работой отобранного автора, получившего от бренда грант и поддержку.
— Как бы вы охарактеризовали свои отношения с модой?
— С модой у меня отношения сложные. Мне кажется, что мы не сходимся характерами (смеется). А вот стиль как способ быть максимально собой — очень надеюсь, что скоро со мной полноценно случится. Я не гонюсь за трендами и покупаю редко. Стараюсь выбирать вещи, которые либо порадуют здесь и сейчас (такие вещи часто отправляются в пакет для передачи кому-то уже через пару месяцев), либо то, что попадает максимально в мое восприятие себя.
— Как вы восстанавливаете силы при таком насыщенном графике?
— Дневной стационар санатория «Барвиха» — идеальное место (не реклама!) для восстановления сил и поддержки психоэмоционального состояния. Медитация, чтение, прогулки на свежем воздухе — все это люблю и практикую. Учеба и творчество помогают отвлечься и найти новую оптику и мотивацию. Баланс восстанавливается, когда планирую путешествия или в них нахожусь. И главное — важно мечтать, это позволяет накапливать энергию для самых амбициозных планов.