Бренд ASPESI появился в 1969 году, когда его основателю — итальянцу Альберто Аспези — было всего 25 лет. Молодой дизайнер стремился создать «нормальную одежду», как он сам ее называл: неприхотливые вещи для повседневной носки, которые служили бы десятилетиями и притом не выходили из моды. В первый год существования бренд выпускал только мужские рубашки — но уже в 1970 вышла полноценная мужская и женская коллекция.
Альберто Аспези — первый дизайнер, который предложил сделать пуховик элементом базового зимнего гардероба. Пуховые куртки существовали и до ASPESI, но реклама таких моделей предлагала носить их в основном на природе. Идея городского пуховика родилась у Альберто во время разговора с Франко Москино (Franco Moschino), поэтому куртка до сих пор выпускается под названием Moschino.
ASPESI — бренд, постоянно экспериментирующий с тканями. Так, в 1985 году вышла коллекция из батиста шамбре, вдохновленная униформой рабочих. Шамбре — плотный и в то же время легкий материал, потому что его переплетение пропускает воздух. Текстурой он похожа на деним: шамбре слегка хрустит, а небольшая помятость придает ему лоска. Для 1985 года эта ткань была революционной: никто не представлял, что «рабочие» рубашки можно носить хоть с джинсами, хоть с классическими брюками, — а именно это Альберто Аспези предлагал делать.
Другая особенность бренда — оригинальный подход к рекламе. Например, в восьмидесятые-девяностые ASPESI выпускал кампейны, напоминающие развороты экспериментальных журналов про фотографию. Вещи играли в них не главную роль, но встраивались в мудборды с определенным настроением, будь то ностальгия или беззаботное фланерство.
Моделями ASPESI в разное время становились Линда Евангелиста и Кристи Тарлингтон, но иногда вместо профессиональных моделей бренд снимал обычных людей. В кампейне сезона весна-лето ‘94 появляются американцы индейского происхождения, потому что коллекция вдохновлена национальной одеждой индейцев. Порой креативщики ASPESI вовсе отказывались от людей в кадре — и вместо формальных каталогов в фэшн-журналах расклеивали по городу гонзо-объявления о пропаже курток (для связи, конечно, оставляя номер магазина).
История длиной больше пятидесяти лет и экспериментальный дух собрали вокруг бренда большое комьюнити друзей. Сегодня ASPESI носят инфлюенсеры с многотысячной аудиторией, среди них — Келли Разерфорд, Бланка Миро, Сабрина Лан, Вероника Хейлбрюннер.
Экологичность — одна из главных ценностей бренда в наши дни. 50% поставщиков тканей ASPESI из Италии — это упрощает логистику и позволяет снизить углеродный след. ASPESI также участвовал в создании Ethicarei — проекта по поставке материалов для текстильной, кожаной и обувной промышленности, который полностью одобрен организацией World Fair Trade.